Гришаева Тамара Александровна, учитель истории и обществознания МКОУ «Татарская СОШ» Черлакского района
Родители 4 класса в предложенном перечне модулей нового предмета «Основы православной культуры и светской этики» остановили свой выбор на модуле - «Основы православной культуры». У родителей тогда не было учебников, где можно было посмотреть предлагаемые темы, им, наверное, показалось ближе название курса. Когда я прошла курсовую подготовку, имела достаточно полное представление о будущем предмете, и уже весной 2012 года разработала тематическое планирование курса. Тревогу у меня вызывал сам материал предмета, я никогда не считала себя знатоком православных канонов, для меня, человека выросшего в семье не скажу, что атеистов, а просто спокойно относящихся к вере, эта тема казалась сложной и во многом внутренне для меня какой-то «святой». Я понимала, что здесь основой должна стать культурная составляющая, и культура, основанная на православии - как нравственной основе мироощущения народа. Вооружившись найденной исторической литературой, учебником А.В.Кураева «Основы православной культуры», интернет – ресурсами я приступила к работе.
Первые уроки показали, что учащиеся проявляют интерес к предмету, который так не похож на остальные, они принимают участие в разговоре и многое могут объяснять сами, когда слова ребятам бывают непонятны они буквально «заваливают» вопросами. Многие имеют дома детские Библии в картинках, они их читали и приносят их на уроки. И я понимаю, что моя главная задача - поддержать этот интерес к предмету, а значит, каждый урок должен быть интересен, необычен для ребят и незабываем. Учащиеся этого возраста любят рисовать, поэтому использую задания, где предлагаю в рисунке отразить какое-либо понятие. В школе имеется музейная комната и музейный урок, учащимся понравился. На этом уроке учащиеся знакомились с предметами крестьянского быта, такими как: икона, домашний молитвенник, это помогает учащимся понять, какую роль в жизни простого народа играло православие, прикоснуться к истории.
Все темы пытаюсь «привязать» к жизни десятилетнего человека, вступающего в трудный подростковый возраст, когда от него уже ждут каких-то осознанных поступков, а ему трудно найти правильное решение, вот здесь и нужен мудрый совет – «поступай всегда по совести». Одно дело дать совет, другое показать, как это сделать на примере православных святынь. Учащиеся на уроке задумываются на предмет серьёзных тем, таких как: «совесть», «стыд», «добродетель», пытаются дать своё определение сложным нравственным понятиям. Многие учащиеся домашние задание готовят с родителями и, отвечая на вопросы к прочитанному уроку, отмечают, что родителям понравилась тема урока.
За проведенные восемь уроков я почувствовала, что у учащихся возникают проблемы, с которыми раньше они не сталкивались, это проблемы с родителями, со сверстниками, и решение этих проблем для них очень сложно и непонятно, и они ждут от меня помощи. В этом я вижу свою задачу, я думаю, что именно поэтому я пришла в этот класс.