Солдатова Людмила Михайловна БОУ г. Омска СОШ № 33

 

                                                            В школе уроков  очень   много

                                                            Все, конечно, хороши,

                                                            А ОРКСЭ  нужен  всем

                                                            Для воспитания души.

С волнением я шла на первый урок ОРКСЭ. В нашей школе три четвертых класса.   Дети все разные - по способностям, психологическим особенностям, семейным традициям, взглядам на жизнь.  Меня одолевают сомнения - правильны ли мои действия? Я прошла курсы ОРКСЭ, но не являюсь специалистом по светской этике. "Манеры человека - это зеркало, в котором отражается его портрет" И.В.Гете.  Я понимаю, самообразование необходимо.  Ответы на свои вопросы я ищу в библиотеке и интернете. Я постоянно продумываю свои действия на уроках, в общении с детьми и родителями.

Предмет ОРКСЭ новый, не был реализован на практике. Эти уроки не только образовательные, важнейший их компонент – духовно-нравственное воспитание. Я должна  это соединить. Кроме того, я , дети и родители должны быть в единстве.  Чтобы не вызвать настороженность родителей к предмету, в   начале учебного года я провела родительские собрания по всей параллели четвертых классов. На втором родительском собрании я убедилась в правильности ведения курса. На мой вопрос – нравится ли урок детям, обсуждаете ли вы с детьми  темы наших уроков – увидела лес рук.  Мне было приятно, более того, просто радостно.

Скоро заканчивается 1-я четверть. Я вижу, ребятам  все больше и больше  нравится новый предмет. «Светильник светил и тропа расширялась» И. Бродский.  Это подтверждает то, что все дети, даже «слабые» участвуют в обсуждении, стремятся выйти  к доске со своими работами: рисунком, сочи нениями, рассуждением. В процессе уроков я применяю анализ проблемный ситуаций, ролевые игры, коллективную и групповую работу, проектную деятельность. Урок «Добро и зло» я провела в виде тренинга.  А на Уроке «Россия – наша Родина мы рисовали.  Дети рисовали то, с чем ассоциируется слово Родина. Здесь были рисунки березки, и флаг России, и бабушки, и дедушки, и домик в деревне, и самовар. Затем каждый  ученик демонстрировал свой рисунок и рассказывал рассказ о своей Родине. Я стараюсь дать возможность высказаться каждому ребенку. Некоторые высказывания детей прилагаю к письму. Они показывают истинную картину отношения к предмету.

"Я стал задумываться о культуре и морали, чтобы не стать эгоистом". (...)

"Этот предмет  нужен в школе. Он учит хорошему.  Я узнала, что у подруги нет такого предмета .Она плохо выражается, грубит старшим, родителям, бабушке. Ей нужен этот предмет, жаль, что в их школе его нет".  (...)

"Учитель дает предмет вежливо, ласково с любовью". (...)

"Я стала задумываться о жизни." (...)

"Когда я пришла на этику, то вообще не знала, что это такое. Сейчас я люблю этот урок. Людмила Михайловна вообще не орет. Нам всем интересно, спокойно, все участвуют в дискуссиях." (...)

"Этот урок надо бы вести с детского сада". (...)

"Узнал новые слова и их значения: культура, традиции, мораль, пороки, признание ценности других". (...)

"Мне и моим друзьям нравится новый урок. Учитель рассказывает интересно. Мы  разбираем разные жизненные ситуации и достойный и правильный выход из них. Хочется, чтобы этот урок продолжался и на следующих уроках". (...)

"Я люблю этот урок – он учит доброте и как проявлять эту доброту, о духовности. Я стала задумываться, что надо лучше относиться к родителям, к бабушке и дедушке, а самое главное, поменяла отношение к себе".  (...)

"Я считаю, что данн6ый предмет должен изучаться с первого по одиннадцатый  класс". (...)

"Я перешел на «4» и «5», начал хорошо вести себя и в школе, и дома. Это благодаря нашему новому уроку и Людмиле Михайловне, которая учит нас добру". (...)

"На новом уроке, мы узнаем, как надо себя вести в обществе. Еще, я считаю, надо любить природу и беречь ее, т.к. мы – часть природы." (...)

"Я узнала, как можно делать много хорошего для других. Я смело  отвечаю на вопросы. Мне нравится, когда Людмила Михайловна меня спрашивает. Урок помогает стать добродеятельным."

Дети этого возраста откровенны, чисты, восприимчивы. Постоянно ощущаю на себе  заинтересованный взгляд их лучистых глаз.  Я вижу, мои старания не напрасны. «Образ мира в слове явлений, И творчество и чудотворство» (Б. Пастернак) дали свои результаты.

Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня и этому будущему способствуют уроки ОРКСЭ, основанные на идеалах добра, совести, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.

 

Назад

На главную страницу