Солдатова Людмила Михайловна БОУ г. Омска СОШ № 33
В школе уроков очень много
Все, конечно, хороши,
А ОРКСЭ нужен всем
Для воспитания души.
С волнением я шла на первый урок ОРКСЭ. В нашей школе три четвертых класса. Дети все разные - по способностям, психологическим особенностям, семейным традициям, взглядам на жизнь. Меня одолевают сомнения - правильны ли мои действия? Я прошла курсы ОРКСЭ, но не являюсь специалистом по светской этике. "Манеры человека - это зеркало, в котором отражается его портрет" И.В.Гете. Я понимаю, самообразование необходимо. Ответы на свои вопросы я ищу в библиотеке и интернете. Я постоянно продумываю свои действия на уроках, в общении с детьми и родителями.
Предмет ОРКСЭ новый, не был реализован на практике. Эти уроки не только образовательные, важнейший их компонент – духовно-нравственное воспитание. Я должна это соединить. Кроме того, я , дети и родители должны быть в единстве. Чтобы не вызвать настороженность родителей к предмету, в начале учебного года я провела родительские собрания по всей параллели четвертых классов. На втором родительском собрании я убедилась в правильности ведения курса. На мой вопрос – нравится ли урок детям, обсуждаете ли вы с детьми темы наших уроков – увидела лес рук. Мне было приятно, более того, просто радостно.
Скоро заканчивается 1-я четверть. Я вижу, ребятам все больше и больше нравится новый предмет. «Светильник светил и тропа расширялась» И. Бродский. Это подтверждает то, что все дети, даже «слабые» участвуют в обсуждении, стремятся выйти к доске со своими работами: рисунком, сочи нениями, рассуждением. В процессе уроков я применяю анализ проблемный ситуаций, ролевые игры, коллективную и групповую работу, проектную деятельность. Урок «Добро и зло» я провела в виде тренинга. А на Уроке «Россия – наша Родина мы рисовали. Дети рисовали то, с чем ассоциируется слово Родина. Здесь были рисунки березки, и флаг России, и бабушки, и дедушки, и домик в деревне, и самовар. Затем каждый ученик демонстрировал свой рисунок и рассказывал рассказ о своей Родине. Я стараюсь дать возможность высказаться каждому ребенку. Некоторые высказывания детей прилагаю к письму. Они показывают истинную картину отношения к предмету.
"Я стал задумываться о культуре и морали, чтобы не стать эгоистом". (...)
"Этот предмет нужен в школе. Он учит хорошему. Я узнала, что у подруги нет такого предмета .Она плохо выражается, грубит старшим, родителям, бабушке. Ей нужен этот предмет, жаль, что в их школе его нет". (...)
"Учитель дает предмет вежливо, ласково с любовью". (...)
"Я стала задумываться о жизни." (...)
"Когда я пришла на этику, то вообще не знала, что это такое. Сейчас я люблю этот урок. Людмила Михайловна вообще не орет. Нам всем интересно, спокойно, все участвуют в дискуссиях." (...)
"Этот урок надо бы вести с детского сада". (...)
"Узнал новые слова и их значения: культура, традиции, мораль, пороки, признание ценности других". (...)
"Мне и моим друзьям нравится новый урок. Учитель рассказывает интересно. Мы разбираем разные жизненные ситуации и достойный и правильный выход из них. Хочется, чтобы этот урок продолжался и на следующих уроках". (...)
"Я люблю этот урок – он учит доброте и как проявлять эту доброту, о духовности. Я стала задумываться, что надо лучше относиться к родителям, к бабушке и дедушке, а самое главное, поменяла отношение к себе". (...)
"Я считаю, что данн6ый предмет должен изучаться с первого по одиннадцатый класс". (...)
"Я перешел на «4» и «5», начал хорошо вести себя и в школе, и дома. Это благодаря нашему новому уроку и Людмиле Михайловне, которая учит нас добру". (...)
"На новом уроке, мы узнаем, как надо себя вести в обществе. Еще, я считаю, надо любить природу и беречь ее, т.к. мы – часть природы." (...)
"Я узнала, как можно делать много хорошего для других. Я смело отвечаю на вопросы. Мне нравится, когда Людмила Михайловна меня спрашивает. Урок помогает стать добродеятельным."
Дети этого возраста откровенны, чисты, восприимчивы. Постоянно ощущаю на себе заинтересованный взгляд их лучистых глаз. Я вижу, мои старания не напрасны. «Образ мира в слове явлений, И творчество и чудотворство» (Б. Пастернак) дали свои результаты.
Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня и этому будущему способствуют уроки ОРКСЭ, основанные на идеалах добра, совести, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.