Демидова Ирина Валентиновна БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 96»

 

Первое впечатление – глаза.  Детские глаза, в которых доверие, искренность, добросердечность. Тебе рады, тебе верят, с тобой хотят общаться. Один ученик из 4 Б  после второго урока сказал: «С Вами приятно поговорить». Сначала стало немного смешно, потом поняла, что это большая честь для меня. Вообще первая мысль, которая приходит в голову о том, что новый курс для начальной школы предъявляет высокие требования  к учителю. И речь идет даже не об уровне профессионального мастерства, не о методике. Речь идет в первую очередь о том, какой ты человек, какой ты сам. Что ты стоишь как  личность, чему ты можешь научить,  как оценивают твою добросовестность, твои моральные принципы, твой жизненный выбор. Это осознание важности высокой требовательности к себе, думается, первое с чего стоит начинать. Второе. Важно понимать, зачем ты приходишь к детям , с чем ты идешь на это занятие. Я избегаю называть эти встречи уроком, скорее беседа, занятие. Слишком сложны и деликатны те вопросы, которые обсуждаются. Задача учителя- подсказать, как быть, как лучше, в каком направлении двигаться, научить той важной мысли, что надо уметь оценивать себя, свои поступки. Задумываться. Действительно, существуют методики диагностики уровня воспитанности, но как оценить уровень добродетели, совести? Можно как Сальери « поверить алгеброй гармонию», но результат окажется эфемерным. Ребенок может формулировать сущность понятия, приводить примеры, объяснять, как правильно поступать и почему надо так делать. Но насколько он искренен в этот момент? Насколько знания стали убеждением, достоянием души?  
С точки зрения содержания те понятия, которые предлагаются автором учебника ( Основы светской этики» Данилюк А.Я.) , довольно сложны для четвероклассника. Ведь необходимо перевести знания во внутренние принципы. Думается, приоритетом должно стать именно понимание, формирование потребности думать не только головой, но сердцем, душой. Поэтому главный прием работы на занятиях – всегда беседа, обмен мнениями. У ребят уже есть жизненный опыт, уже приводят примеры, рассуждают, оценивают, доказывают. Здесь перед учителем встает другая проблема. Содержание учебника скорее академично, в том смысле, что нацелено на знание. А вот чтобы обеспечить понимание, задеть за живое  важно учитывать возрастные особенности. Для этого нужна наглядность, нужна яркость, образность в подаче материала. Нужен рисунок, видеоматериал, нужна музыка и нужны интересные  ясные детям маленькие стихи и рассказы. Как  это когда-то написал Л.Толстой. Работа по созданию такой хрестоматии, такого банка опорных материалов – перспектива для учителя. А пока приходится сочинять сказки о господине Этикете и его сестре Этике. Как учитель – предметник всегда работала с ребятами среднего и старшего школьного возраста. Начальная школа – особый мир. Очень большую роль сыграла работа в летнем пришкольном лагере. Это был важный опыт работы с малышами. И наверное учителю ОРКСЭ надо иметь подобный опыт.  Надо учиться играть. Увлекательная для детей форма  работы – это важно. Игра – это всегда серьезно.
Еще один важный аспект работы по курсу – связь с родителями. Были родительские собрания, анкетирование. На вопрос «ваши цели кА воспитателя» большинство родителей отвечают – воспитать умного, сильного, порядочного , воспитанного человека. Но для совместной работы с ребенком у родителей не всегда находится время. Хотя  такой характер работы резко бы повысил эффективность. Преобладает традиционный взгляд – ОРКСЭ – учебный предмет. Не всегда понята родителями особенность этого курса. А пути работы    с ними еще не найдены.
То, что проблем много не огорчает. Это  только свидетельство  важности и жизненности курса. Помнится в советской и даже  «перестроечной» школе были попытки говорить об этических, нравственных сторонах жизни людей. Этика и психология семейной жизни, этическая грамматика… Вопросы морали , внутренней жизни , души человеческой  всегда важны. Думается , первой задачей школы становиться не обучение , не знания как таковые, а именно воспитание, создание условий для духовного становления человека. 
Будем работать. Все получиться!