Лепехина Ксения Александровна, преподаватель воскресной школы им. св. преподобного Сергия Радонежского при храме св. мученицы Татианы, г. Омск. Педагог начинающий, или Почему я не послушала апостола Иакова

 

Зашла на сайт «Софии». Читаю новости. Ого! Интересная идея. И начинающие преподаватели воскресных школ также могут поделиться своими незабвенными впечатлениями и внести свою лепту в историю омской педагогической мысли? Почему бы и нет? Все-таки я как-никак преподаватель… Четвертый год тружусь на педагогической ниве нашего родного прихода. Да и впечатлений – хоть отбавляй. К тому же, несмотря на количество суббот и воскресений, проведенных мною в стенах церковно-приходской школы, к преподавателям «продолжающим» я себя относить не дерзаю. Для меня каждая встреча детских глаз, каждый урок – такие чудесно-неповторимые, такие разные, что воистину – начинать с начала приходится всегда.

Началось все, как это обычно бывает, «случайно». А именно с того, что я ни с того ни с сего поехала вожатой на детскую православную смену «Преображение». Сказать честно, это были самые страшные дни и ночи моей жизни. В очередной раз возвращаясь в свой домик в два часа пополуночи после общелагерной «головомойки» (это мероприятие почему-то дипломатично звалось «вечерней планеркой»), я честно говорила себе, что сил моих больше нет. Что еще одного сумасшедшего дня наедине с двадцатью шестью кричащими и вопиющими подростками я не выдержу. Что я жестоко обманута ожиданиями светлого будущего, а именно – мирного отдыха на свежем воздухе рядом с милыми послушными детками. Что на такое я не подписывалась, что я еще молода и хочу жить долго и счастливо, а нервные клетки не восстанавливаются. Что завтра же уеду назад – в родной отчий дом… А утром, презревая абсолютно неоткрывающиеся глаза и на редкость непослушные деревяннообразные ноги, я, глубоко вздохнув, с последней надеждой глядела на образ Богородицы, прислоненный к ветхой раме нашего временного жилища. И почему-то шла не по направлению к трассе, которая (о, несбыточная мечта!) вела к дорогому Омску, а к своим подопечным, которых нужно было будить, кормить, утешать, учить, развлекать, мирить, организовывать, укладывать спать, вытирать слезы особенно чувствительным, обрабатывать ссадины особенно непоседливым… И так до ночи. Потом – планерка. Потом – все сначала. И так восемнадцать дней. Тогда я поняла очень важную вещь. Темной ночью в разведку в стан врага я бы пошла только с педагогом. Он в своей жизни натерпелся такого, что военному и в страшном сне не виделось.

Боюсь, что я никогда не чувствовала себя такой счастливой, как в последний день смены, когда мои дорогие девчата, обнимая меня, обещая писать, звонить и всячески не забывать, попадали в руки своих наскучавшихся мамочек. Вот он, вольный воздух свободы! Чтобы я еще хоть раз… В здравом уме и в твердой памяти… Хоть к одному ребенку подошла… Взяла на себя такую ответственность… Не спала ночами, переживала и плакала от бессилия… Ну, нет – с меня такого добра достаточно. Я нормальный человек!!

А потом… Прошло лето, впечатления поостыли, страсти поутихли, опухшие от десятков комариных укусов ноги зажили. И я поняла, что во мне родилось что-то новое, что-то такое, чего раньше я сама в себе не видела – не было случая проявить. И я стала скучать по лагерю, по детям, хотя если бы мне сказали об этом в те самые приснопамятные восемнадцать дней, я бы сильно засомневалась в психической адекватности говорящего. Нет-нет, я не забыла тему сегодняшнего эссе: говорить я должна совсем не о лагере, а о преподавании основ православной культуры. Но если бы однажды в жизни я не попала в лагерь под названием «Березовая роща», вряд ли было бы и то, чем я занимаюсь сейчас.

Момент моего «попадания» в воскресную школу я помню как сейчас. Мирно течет сентябрь 2009 года, мы стоим на крыльце храма св. мученицы Татианы и с минуты на минуту должны отправиться традиционным крестным ходом к Успенскому собору. Ко мне подходит одна из наших прихожанок и без лишних там нежностей и условностей твердо говорит, указывая на меня будущему директору воскресной школы: вот, это Ксения, берите ее к себе! Осознать всю бесконечную радость этого события в столь сжатые сроки я просто не успела и, соответственно, на все согласилась. В то время наш приход остро нуждался в педагогических кадрах и за неимением лучших вариантов на передовую «детского фронта» отправили меня. 

Первые полгода я работала волонтером: помогала встретить-приветить ребят, приготовить трапезу, убраться. Потом, когда очередной преподаватель ушла в декрет, я начала вести предметы сама. Сначала был Ветхий Завет. Потом мне стало понятно, что нельзя рассказывать детям одно и то же бесконечно, и мы стали изучать Писания Нового Завета. А сегодня вместе со старшей группой я осваиваю историю Русской Православной Церкви.

Говорить об индивидуальной методике преподавания, авторской программе и суперкреативных планах-конспектах я, пожалуй, не буду. В этой сфере я вряд ли смогу сказать что-то новое. Но скажу о том, что для меня и, надеюсь, для моих воспитанников самое главное.

А самое важное в нашей «воскресной жизни» – это большая и теплая радость. Радость совместного проживания будней и праздников, радость узнавания друг друга, радость вместе находить ответы на сложные вопросы, которые не устает ставить перед нами жизнь. В этом и есть, по-моему, суть теоретических предметов: не механически усвоить какие-то (пусть и очень полезные!) знания, а научиться внимательно вчитываться в Писания, жития святых, творения отцов Церкви, вглядываться в историю нашей страны, обстоятельства собственной жизни и опыт других людей… Чтобы разглядеть, увидеть, услышать, что же хочет донести до нас Господь, чего же Он ждет от нас? Как мы можем Ему послужить? В чем именно мое предназначение на этой земле? Где мой путь? Куда я иду? Что для меня важно?...

С Божией помощью и молитвами нашего дорогого отца-настоятеля мы учимся радости отдавать, трудиться, делиться своим временем и силами ради того, чтобы сделать других чуть-чуть счастливее. Учимся принимать ближнего, того самого странного ближнего, который так не похож на тебя (!) и которого, говоря по правде, очень хочется иногда стукнуть книжкой по голове, но – сдерживаешься, и в этом уже победа. Так – не без ошибок, не без трудностей – по чуть-чуть, по капельке сживаемся, срастаемся сердцами и становимся единой семьей. И паки и паки понимаешь, что главное – это не знания, а любовь. И в этом плане еще неизвестно, кто кого учит: педагоги детей или наоборот.

А вообще, в сфере преподавания я самоучка, учусь и работаю совершенно по другой специальности (которая мне очень, кстати, нравится). В детстве, в отличие от большинства своих подруг, я не только не мечтала стать учительницей, но и ответственно заявляла, что НИКОГДА в жизни не буду ничего преподавать. Поэтому, вероятно, первый год моего пребывания в воскресной школе я была в состоянии некоей «эйфории»: я открывала для себя новые, доселе неведомые горизонты педагогической деятельности, мне нравилось общаться с детьми, и я была уверена, что все делаю правильно.  А потом мало-помало начало приходить более трезвое осознание того, что же  такое воскресная школа и какое место я, собственно, здесь занимаю. Очень быстро начала понимать, что все мои качества, как хорошие, так и, мягко говоря, не очень привлекательные, дети копируют с поразительной точностью и быстротой. А значит, главное – это сама личность педагога, его поведение. В первую очередь дети смотрят не то, что говоришь, а на то, что делаешь. И если мои сугубо правильные слова идут вразрез с моими малость не благочестивыми поступками – можно быть уверенным, дети поступят так, как видят, а не так, как слышат.

В связи с вышесказанным все чаще и чаще вспоминается мне мудрый совет апостола Иакова: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем» (Иак.3:1,2). И ведь, действительно, подлежу осуждению. Как я, сама столь несовершенная в христианской жизни, дерзаю учить детей, которые много чище и святее меня? Как я смею? Что я вообще здесь делаю?...

Нередко думаю: почему, зачем Господь поставил меня на это место? Ведь есть на этом свете более опытные педагоги, более образованные теологи, более достойные христиане, в конце концов… Почему я, почему именно я? Как я могу брать на себя такую огромную ответственность за детские души? Ведь я отвечаю не только за них – я отвечаю перед их родителями, которые доверили нам свое сокровище, перед тем обществом, в котором они живут, перед Самим Богом, Который соделывает их спасение. … А между тем, пока я размышляю над столь непростыми вещами, меня уже окружают светлые ребячьи лица, на меня обращены горящие глаза, задаются недетски взрослые вопросы. И я чувствую, что нужна, что должна обнять, ответить, рассказать, поддержать и – не могу уйти… Понимаю, что недостойна, что беру на себя неподъемную груз и – остаюсь.

Кто-то пройдет мимо этих слов, кто-то, может быть, улыбнется, а кто-то помянет святым словом молитвы нашу воскресную школу, детей, родителей и педагогов, старающихся вырастить на Божией ниве добрый плод. Чтобы Господь благодаря соборной молитве и предстательством всех святых обратил наши несовершенные методы нашего несовершенного воспитания во спасение бесценных человеческих душ.

Назад

На главную страницу