По итогам IV всероссийской сессии «Социокультурные истоки»
09 августа 2019 года
В период с 28 июля по 3 августа 2019 года на Омской и Тарской земле состоялась IV всероссийская сессия «Социокультурные истоки» «Священные рубежи Святой Руси». В работе сессии приняло участие более 260 человек из Омской области, разных городов России. В Омск приехали педагоги - истоковцы из Москвы, Вологды, Алатыря, Великого Устюга, которые делились своим опытом работы в деле духовно-нравственного и патриотического воспитания. Предлагаем вашему вниманию отзывы участников сессии.
Учитель начальных классов БОУ г. Омска «Гимназия № 26», Коробова Елена Григорьевна: «Незабываемые впечатления остались от чередования мероприятий: круглые столы и семинары сменялись посещением храмов, музея, раскопок, прогулкой по тайге. За 4 дня под руководством педагогов – истоковцев, представлявших свой опыт, мы осознали всю ценность внедрения программы в общеобразовательную школу. Материал в учебниках подобран логично, целостно, системно, сообразно возрасту, а самое главное, с любовью. Детям даются образы крепкой семьи, защитника отечества, нежной и доброй матери, послушного ребёнка, трудолюбивого человека, верного друга. Эти образы поддерживают надежду воспитать достойное поколение, не потерявшее человеческое лицо. Уважение вызывает комплект учебно – методической литературы для ученика и педагога, помогающий ученикам с радостью учиться, а педагогам не тревожиться о практическом сопровождении занятий. Содержание занятий разработано поурочно и представлено в учебниках и методических пособиях. Результатом освоения программы становится развитие ума, сердца и души ребёнка. И сам педагог становится иным – проводником в мир отечественных традиций, в мир культуры нашего народа. Опыт, представленный педагогами – истоковцами, показался бесценным. Курс предполагает работу с дошкольниками, что способствует развитию речи на примере знакомства со сказками, былинами, загадками, пословицами о родной земле, человеке, его труде. Укрепление основ семьи достигается с помощью привлечения родителей к курсу «Истоки». Предметное содержание дополняется программой «Воспитание на социокультурном опыте». Так ребёнок, родитель и педагог встают в активную позицию. Это обеспечивается образовательным и воспитательным единством: родители становятся полноценными участниками учебно – воспитательного процесса в курсе «Социокультурные истоки». Занятия проводятся с родителями. Такое взаимодействие семьи и школы даёт нужный результат – формирование духовно – нравственной основы личности ребёнка начальной школы и его семьи.Духовная компонента «Социокультурных истоков» направлена на формирование духовных и нравственных ценностей через Священство, Храм. А значит, происходит рождение нового человека, любящего Отечество, свою семью, родную природу, близких, умеющего трудиться и помогать тем, кто рядом. В курс «Социокультурные истоки можно интегрировать программу военно – патриотического воспитания, ориентированную на воспитание защитника своей страны и своей семьи. Следствием теоретического содержания семинаров, мастер – классов и круглых столов, представленных в рамках IV всероссийской секции «Социокультурные истоки» стало практическое соприкосновение с миром природы и важнейших жизненных ценностей нашего народа. Так, посещение музея – заповедника «Старина Сибирская» в посёлке Большеречье вызвало чувство встречи с чем – то близким и родным, чувство, что я оказался дома. Мы увидели традиции русского гостеприимства, оценили работу мастеров – плотников, посетив жилой дом, русскую избу, амбар, сарай. В мастерской познакомились с работой мастеров росписи глиняных изделий, на прялке, вышивки на полотенце. Нам были представлены изделия мастера – кузнеца: лопата, топор, меч, серп, узорчатые решётки, светильники, замки с секретами.
Хочется выразить слова благодарности авторскому коллективу программы, методистам, представившим свой богатейший опыт работы в направлении развития духовно – нравственного потенциала России. Особая благодарность Владыке Тарскому Савватию, ставшим нашим незаменимым проводником в исторический и культурный мир Омского региона, автором бесед о духовных традициях и вечных ценностях русского народа».
Соловьёва Галина Павловна, учитель КОУ «Шуховская адаптивная школа – интернат» Омской области Знаменского района: «Приняла участие в 4 всероссийской сессии «Социокультурные истоки» «Священные рубежи Святой Руси» в г. Таре с 30.08.2019 по 02.08.2019. С начала прибытия в спортивно-оздоровительном центре «Застава Ермака», который находится в красивейшем, живописном месте села Екатерининское Тарского района, чувствуется настоящий Русский дух и особое тепло, забота и радушие организаторов. Программа сессии продумана, познавательна, увлекательна и очень интересна. Много знаний, положительных эмоций, позитива получили все участники этой всероссийской встречи. Уже после заселения нас ожидал вкусный ужин, песни у костра. Каждый день мы встречались с интересным человеком из Америки – Олегом Владиславовичем Воскресенским, он филолог, магистр богословия, канд. пед. наук, соавтор школьных учебников «Основы православной культуры» и «Основы мировых религиозных культур», его лекции помогли разобраться в аспектах православной культуры.
Наутро следующего дня после молитвенного правила и завтрака, нас ожидала экскурсия по городу Таре, затем состоялся педагогический совет в центре творческого развития и гуманитарного образования, по теме «Системное развитие программы «Социокультурные истоки» в системе образования Омской области». На педагогическом совете команда истоковцев из Вологды и других городов и весей, в том числе и Омской области, рассказали о программе социокультурные истоки в системе образования, избрали оригинальную форму общения глаза в глаза в ресурсном круге, в котором каждый участник рассказывал о своём опыте. После чего мы отправились на экскурсию, посвящённую 425-летию города Тары и Культуре Святой Руси в Сибирском федеральном округе. Во время этого нас посвящали в историю Тарских храмов, историю основания города Тары.
На третий день мы отправились на педагогический совет, где директора школ из разных городов делились результатами своей работы по данной программе. Особенно своей системой слаженностью, масштабностью поразила работа школы г. Великого Устюга с кадетскими классами «Военно-патриотическое воспитание в контексте программы Социокультурные истоки» Истоки Великой Победы». Директор школы заслуженный учитель РФ, казачий есаул, Нина Андреевна, представила презентацию своей работы, которая не оставила равнодушными никого из присутствующих, после чего просмотрели мастер-класс по ЭТНО спорту. Затем мы посетили раскопки Екатерининской культуры 3-его века до н.э., там нам рассказывали о найденных предметах быта и стрелах, и сделали вывод, что там жили три семьи стрельцов, было очень увлекательно и интересно узнать об этом. Немного позже состоялась вечерняя служба в честь пророка Ильи.
Утро последнего дня моей поездки началось с престольного праздника в Спасском кафедральном соборе. Эта встреча с интересными людьми, способными научить, представить свой опыт по данной теме, умеющими объяснить, заинтересовать, а главное представить результаты своей работы, вдохновили всех слушателей, хотелось бы в своей работе использовать положительный опыт педагогов-истоковцев России. Такие встречи позволяют духовно возрастать самим педагогам».
Алябьева Ольга Александровна, воспитатель БДОУ города Омска «Детский сад № 51 комбинированного вида»: «Наша проездка проходила в комфортном автобусе. Во время многочасовой поездки были показаны тематические, очень интересные фильмы, о тех местах которые нам предстояло посетить. (Омская область). Для нас были организованны интересные и познавательные экскурсии к раскопкам старинных поселений Тарского района – село Ананьево. Также мы посетили ферму маралов. Но самым интересным были мастер-классы проведённые Абрамовой О.С. которая рассказа и показала как работать по программе «Социокультурные истоки», каких результатов можно добиться. Также очень запомнились лекции профессора Вознесенского, по истории православия. Поездка была очень продуктивной и очень интересной благодаря личному участию епископа Тарского и Тюкалинского Савватия».
Будылгина Наталья Владимировна, магистрант ОмГПУ кафедры литературы и культурологии, по направлению «Народная художественная культура»: «Команда педагогов-истоковцев поразила меня своим внутренним стержнем. Видно, что это целая семья, у которой уже сложились крепкие традиции. Но больше всего радует, что есть такие люди, создавшие потрясающую программу, которая может спасти нашу Родину. И мне хочется идти с ними по пути.
Все представители и педагоги программы «Истоки» оказались настолько близки нам по духу, что казалось, будто мы дружим уже много лет. Никогда не думала, что педсовет может совершаться в таком теплом кругу, где все находятся в располагающей обстановке для общения. Чуткие и проницательные, опытные, с «горящими» сердцами, радеющие за наших российских детей, любящие и чтущие исконные традиции, понимающие ценность духовной культуры – истоковцы буквально показали нам твердость своего духа, благой пример. Глядя на такую команду, знакомясь с программой «Истоки», появляется надежда на то, что Россия словно пробудится и вспомнит свою духовную мощь, из которой исходят многие ценности культуры, складываются устои и мировоззрение. Думаю, что проблема духовно-нравственного воспитания назрела уже очень давно и многие учителя российских школ это видят. Именно поэтому омские педагоги, участвующие в сессии, задавали так много вопросов, просили дать материалы, думали, как решить некоторые проблемы для внедрения данной программы в наши школы.
Самой бы мне очень хотелось пообщаться с выпускниками школ, которые учились по данной программе. Уверенна, что это должен быть необыкновенный по своей доброй силе результат. Но о нем пока могу судить по тем данным, которые были представлены некоторыми преподавателями «Истоков».
Очень рада тому, что мне представилась возможность хоть немного приобщиться к «Истокам», увидеть, что у нашей Родины есть будущее. Хотелось бы помочь организаторам по внедрению и распространению программы».
Тамара Викторовна Похитайло