Ноябрь

 


Как мало мы порой знаем о своем прошлом и наших предках. Казалось бы, православный Владыка, почитаемый паствой, руководивший в разное время несколькими епархиями в России и побывавший несколько раз в зарубежных миссиях. Но в начале нигде не могла я отыскать хоть какие-то его фотографии, чтобы иметь представление о его облике. Речь идет об Арсении (Тимофеев Аполлон Петрович), епископе Омском и Павлодарском, который  всего на один год удостоил наш город своими трудами на Омской кафедре.

А ведь он был очень интересным человеком. Уже то, что он родился 28 ноября 1865 года в Санкт - Петербурге в семье турецкого подданного, и при рождении был назван Алихан-бек-мурза, очень необычно. После смерти своего родителя, он принял русское подданство, и попал на попечение Его Императорского Величества Государя Императора Александра II. Будущий епископ был окрещен в православие с наречением ему имени Аполлон, а полное имя ему дано — по имени крестного его отца — Петра Ивановича Тимофеева.

Учился Аполлон в Императорском Гатчинском сиротском институте, по окончании которого поступил в С.- Петербургскую духовную академию, где в академические годы носил среди товарищей кличку «булочка». В 1890 году окончил курс академии, в том же году был пострижен в монашество и рукоположен в сан иеромонаха. Сразу назначен членом русской духовной миссии в Японию, где он трудился под руководством святителя Николая (Касаткина), великого миссионера Японских островов. Вот здесь-то и ожидала меня удача в моих поисках, пролистав множество статей о миссионерской деятельности святителя Николая Касаткина, я наконец - то обнаружила 2 фотографии иеромонаха Арсения Тимофеева из личных дневников святителя Николая о своей миссии в Японию.

На первом фото: святитель Николай сидит в центре на стуле. Слева от него – иеромонах Арсений Тимофеев

На втором фото: во 2-м ряду третий слева - иеромонах Арсений Тимофеев

Вернувшись в Россию, иеромонах Арсений с 1893 по 1896 годы был инспектором Холмской духовной семинарии. После возведения в сан архимандрита, в 1896 году был назначен ректором Вологодской семинарии. В 1898 году - настоятелем церкви при императорском посольстве в Афинах. В 1902 году состоялась его хиротония во епископа Владимир-Волынского, первого викария Волынской епархии. С 1906 года - епископом Сарапульским, вторым викарием Вятской епархии. С 1909 назначен управляющим Астраханским Иоанно - Предтеченским монастырем на правах настоятеля. В 1910 года - первым Астраханским викарием с наименованием его Царевским становится епископ Арсений (Тимофеев).

Положение Астраханской епархии, населенной по преимуществу иноверцами — калмыками, казахами (киргиз-кайсаками) и татарами, создавало довольно сильное напряжение для местной православной миссии. Миссии противоламаистская и противомагометанская, легли на плечи и епископа Арсения. Кроме того, в Астраханской епархии много внимания требовала к себе и миссия внутренняя — противорасколо - сектантская. Местная пресса писала: «Своею неутомимою службою, своею ласковостью и простотой, доступностью, своим гуманным обращением архипастырь оставил среди духовенства и пасомых самое лучшее воспоминание, как пастырь добрый, проникновенный, во все проницательный, ко всему предупредительный, со всеми добрый и ласковый, к нуждам и слабостям снисходительный и в то же время требующий от каждого работы и труда на Ниве Христовой, столь необходимых особенно в то время ослабления веры и нравственности».

В 1911 году владыка Арсений был перемещен на Кинешемскую кафедру викарием Костромской епархии.

За время своего служения на благо Церкви был награжден:

  • орденом Св. Анны 2-й степени,
  • орденом Св. Владимира 3-й степени.

А 30 июля 1914 года последовало распоряжение о назначении его на кафедру правящего епископа Омского и Павлодарского. И вот, открыв Омские епархиальные ведомости № 18 от 15 сентября 1914 года, обнаруживаю статью священника С. Тавлуева «Встреча Преосвященного Арсения, Епископа Омского и Павлодарского в г. Омске»:

«Прибытие Преосвященного Арсения в г. Омск первоначально предполагалось 27 августа. Но 26 августа было получено известие из Петрограда, что Преосвященный Арсений в этот день выехал в Омск с экспрессом. Петроградский экспресс запоздал, и Владыка прибыл в Омск только 30 августа утром, часов около 10. Встречать Преосвященного выезжали в гор. Ишим ключарь Омского Кафедрального собора протоиерей Димитрий  Александров и благочинный градо-Омских церквей протоиерей Михаил Орлов. На станции же Омск Преосвященного Арсения встретил Преосвященный Мефодий, Епископ Акмолинский, и духовенство привокзальных церквей. Со станции железной дороги Владыка Арсений проехал сначала в архиерейский дом, где был встречен в домовой Благовещенской церкви и выслушал краткую молитву, так как во время прибытия в город Преосвященного в Кафедральном соборе совершалась еще литургия, которую совершал прибывший для встречи нового Архипастыря первый викарий Омской епархии, Преосвященный Киприан, Епископ Семипалатинский. По окончании литургии все собравшееся в светлых облачениях вышли из алтаря к западным дверям собора, а у крыльца собора был встречен старостою собора М. И. Печениным с хлебом-солью. По входе в собор Преосвященный Арсений облачился в мантию и выслушал обращенную к нему речь кафедрального протоиерея о. Александра Соловьева следующего содержания:

- Ваше Преосвященство. Наша новая епархия, учрежденная в 1895 г., в лице Вашем встречает своего 7-го Архипастыря. При встрече новых лиц мы обыкновенно к одним относимся безучастно, с другими стараемся сойтись, познакомиться, сблизиться. Это зависит часто от ваших взаимных отношений, интересов и от нашего желания; но в христианском обществе есть такие личности, занимающие известное положение, около которых нельзя пройти мимо, к которым нельзя отнестись безучастно, которые имеют большое значение в жизни. К таким личностям относитесь Вы—Архипастырь (и это не пустые слова, епископ Арсений Тимофеев к тому времени был очень известен и еще более уважаем)Вы являетесь светильником церкви, тем пастырем, который входит, по благословению Перво — Архиерея дверьми во двор и водит овец по пажитям, защищая их от волков хищных. Но сколь высокое Ваше служение, столь же и трудное. Трудность Вашего служения осложняется обширностью нашей Омской епархии, постоянным наплывом переселенцев, недостатком храмов, наплывом и усиленной пропагандой сектантства — баптизма. И поставление по всем градам и весям пресвитеров затруднено тем, что наша епархия не имѣет питомника для пастырей — своей духовной семинарии или пастырской школы — и поставляемые пресвитеры, вызываемые из разных мест России, получают неодинаковую подготовку для пастырского делания и не имеют необходимого для этого единодушия. Кроме того, теперешнее время, когда вся Россия борется со своим сильным врагом—немцами (шла Первая мировая война), положение и ушедших на брань воинов и оставшихся после них семейств требует особенного внимания и трудов со стороны Архипастыря и пастырей. Но да не смутится Ваше сердце, да не устрашается предстоящими трудностями. Со своей стороны, — мы, пастыри, как ближайшие Ваши помощники, готовы отдаться в послушание Вашему мудрому Архипастырскому руководству в деле приведения ко Христу душ и собственного спасения.

Выслушав приветственную речь о. протоиерея и приложившись ко св. Кресту, Владыка проследовал в св. алтарь, откуда в полном архиерейском облачении вышел в сопровождении своих викариев, и с амвона обратился со следующим приветствием к своей новой пастве и к пастырям церкви Омской:

- Мир дому сему. Мир вам, братия, православные христиане. Мир вам, насельники богоспасаемого града Омска. Мир вам, насельники всех градов и весей вверяемой нам епархии. Мир вам, пастыри и пасомые вверяемой нам паствы. Господь наш Иисус Христос, посылая своих учеников на проповедь, повелел им полагать начало своего апостольского труда не иначе, как преподанием «мира тем, кто достоин окажется общения с Его божественными посланниками».  А труд апостольский—это был, есть, будет и пребудет созидание человѣческой личности по заветам Евангелия Христова. А что важнее в мире этого всеобъемлющего делания... Если залог успеха всякой человеческой деятельности есть спокойствие духа: внутренняя выдержка личности, определяющая и нормирующая целесообразность ее внешней жизнедеятельности, о чем может судить каждый по собственному жизненному опыту, то как ясна и понятна заповедь Создателя души человеческой о неизбежности внутренней умиротворенности человека для плодотворного делания и восприятия того, что «едино есть на потребу», что идет для созидания его личности в жизнь вечную. Итак, братия, первым моим словом и основным пожеланием вам, пастыри Омской церкви, как ближайшим моим сотрудникам и соработникам на ниве Христовой, и всем нашим пасомым я и полагаю то, на чем должны покоиться, по завету Пастыреначальника, все наши взаимные отношения, вся наша деятельность, весь наш апостольский труд. Аминь.

По окончании своего приветственного слова Преосвященный Арсений в сослужении городского духовенства совершил молебен Св. Благоверному Великому Князю Александру Невскому с возглашением многолетий Государю Императору и Всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Преосвященным Архипастырям, христолюбивому Всероссийскому воинству и всем православным христианам. По окончании молебна все присутствовавшие в соборе подходили ко кресту и всех до последнего отпустил крестом Преосвященный Арсений. После этого Владыка снова обратился с назиданием к своей пастве: указывал на переживаемое нами время - войну с Германией и Австрией, Владыка приглашал свою паству твердо верить в окончательное торжество правды, а не силы. Разоблачившись в алтаре, Владыка вышел на амвон и благословлял молящихся. Из собора Преосвященный Арсений проследовал в архиерейский дом. В зале архиерейского дома Владыка был встрѣчен г. Губернатором Акмолинской области А. Н. Неверовым, г. Городским Головой Омска В. А. Морозовым и некоторыми другими представителями местной гражданской администрации и градо-Омским духовенством.

В тот же вечер Преосвященнѣйшій Арсений служил в соборе всенощную, а 31 августа там же совершал первую литургию. На следующий день Владыке представлялись члены и все служащие Духовной Консистории. 02 сентября представлялись новому Владыке члены Епархиального Попечительства о бедных духовного звания Омской епархии, а 03 сентября —члены Омского Епархиального Училищного Совета, Омского Епархиального Миссионерского Совета и Омского Епархиального Братства. Преосвященный Арсений беседовал с представлявшимися о делах и нуждах церковно-школьного просвещения и миссии совещался о временном, впредь до утверждения Святейшим Синодом, замещении остававшейся долго вакантною должности Епархиального миссионера священником вокзальной Троицкой церкви П. Папшевым, бывшим епархиальным миссионером Благовещенской епархии, как самым подходящим на эту должность кандидатом. Таким образом новый Владыка вступил в исполнение обычных своих обязанностей, о чем и было своевременно отправлено им и Консисторией донесение Святейшему Синоду».

К сожалению, прослужить долго в Омске владыке Арсению было не суждено, он заболел и 04 июня 1915 года епископ ушел на покой. Открыв Омские епархиальные ведомости № 13 от 01 июля 1915 года, можно увидеть такую запись:

«Государю Императору благоугодно было утвердить в 4 день сего июня всеподданнейший доклад Святейшего Синода об увольнении Епископа Омского Арсения, вследствие его болезни, согласно прошению, от управления Омскою епархиею и о бытии первому викарию Оренбургской епархии Преосвященному Челябинскому Сильвестру Епископом Омским и Павлодарским».

Так, возможно по Промыслу Божию, «мученический венец» на Омской земле достался епископу Сильвестру (Ольшевскому).

Но болезнь, как истинного закаленного в своих служениях христианина, не делает владыку Арсения смиренным даже на покое. Проживая в Иоанно-Предтеченском монастыре в г.Арзамасе, он не только управляет монастырем, но и восстанавливает православный монастырь на Дубенском острове, где когда-то подвизался угодник Божий преп. Иов, и, получив разрешение на устроение в честь преподобного особого крестного хода с чудотворной иконой Почаевской Божией Матери на Дубенский остров, по его мысли устраивается особый храм во имя преп. Иова.

Скончался епископ Арсений 12 февраля 1917 года в Москве и похоронен в Новодевичьем монастыре.

Юлия Селионова, сотрудник ОРОиК Омской епархии


Сегодня монастырский храм Омского женского монастыря во имя иконы Казанской Божией Матери находится в южной части города Омска, на улице названной в честь революционера и дипломата Воровского. А в дореволюционную пору он располагался вне городской черты, вдоль дороги ведущей в Новую станицу. 21 ноября 1994 года Святейший Патриарх Алексий II благословил воссоздание Казанского мона­стыря.

История основания Казанского женского монастыря имеет под собой интересное устное повествование, к сожалению неподтверждённое пока никакими документальными источниками. В изложении омского краеведа – любителя И. П. Шихатова оно выглядит так. В 1898 году монахини Екатерина Александ­ровна Волкова, к стати дочь священника, и Анна Алек­сеевна Толмачёва -насельницы Сурского Иоанно- Богословского монастыря Архангельской епархии прослышали, что под Омском есть озеро с целебной грязью. Стра­дая разными недугами они об­ратились за советом к самому Святому Праведному отцу Иоанну Кронштадскому. Протоиерей благословил их на поездку и снабдил деньгами. Не близким было путешествие.Сибирский климат и грязевые ванны исцели­ли немощных странниц, поэтому они решили обосноваться под Омском, в 2 верстах от Чёртовой ямы, целебного озера, грязь которого поправила здоровье благочестивых путниц.
Сестры во Христе решили основать в этих местах женскую общину. Заручившись документально, поддержкой казаков Омского посёлка о выделении под устройство общины 4 десятин земли, они обратились с «Прошением» к Епископу Омскому и Семипалатинскому Сергию. В этом документе, датированным 16.10.1902 г. они в частности писали: « Значение монастырей для поднятия религиозно- нравственного состояния православных русских людей не подлежит никакому сомнению, между тем Омская Епархия крайне бедна этими религиозно- просветительными учреждениями. Желая послужить, насколько сил наших достанет этому святому делу, мы решились положить основание женской общине около города Омска…В виду положенного осмеливаемся просить Ваше Преосвященство разрешить нам устройство общины с наименованием её «Казанскай» и разрешить принять от жителей Омского посёлка жертвуемую ими землю…». Наряду с этим прошением, монахинями было составлено и другое. В этом, втором «Прошении» они испрашивали не только благословление Преосвященного на основании женской общины, но и просили Епископа Сергия выдать на имя Анны Толмачёвой книгу для сбора пожертвований в пользу создаваемой общины. Сбор средств они намеревались проводить в пределах Епархии, на что так же и испрашивали разрешение Епархиального Начальства. Однако, Омская Духовная Консистория отказала им в просимом. Главным аргументом отказа послужило то, что сёстры не местные и денег на строительство и содержание общины у них нет. Получив этот нерадостный ответ монахини не оставили свою идею. Ведь их на дело устройства общины благословил сам Святой Праведный отец Иоанн Кронштадский. Начались поиски жертвователей и благотворителей. Первыми из них, кто выразил готовность внести посильную лепту при условии учреждения и строительства монастыря оказались: омский священник Аполлон Волков (240 руб.), шадринский купец Николай Яковлевич Смир­нов (300 сосен на строительство и 2000 руб.), купец Колмогоров
(сразу, без разговоров, пожертвовавший лес на сумму 250 руб.) и чиновник Буторин (200 десятин земли). Помимо этого устроительницы смогли собрать ещё 5 125 руб. деньгами. И вот, 12.08.1903 г. они выходят к Епископу Сергию со вторичным ходатайством в котором уже просят освятить место под монастырь, приступить к строительству храма и собирать сестринскую общину.
Получив это ходатайство Епархиальное Начальство ответило, что готово рассмотреть вопрос об учреждении Общины при следующих условиях :
1) Екатерина Волкова и Анна Толмачёва должны подать Епископу Сергию прошение о переводе их из Иоанновского Сакт- Петербургского монастыря, где они перед отбытием в Сибирь проживали 1 год и два месяца, в Михаило- Архангельскую ( Казинскую ) общину.
2) После этого ходатайницы живут в Омском казачьем посёлке, собирают пожертвования, организуют общину. За правильностью их действий наблюдает Священник привокзальной Троицкой церкви на станции Омск Акиндин Правдин.
3) Ходайство о строительстве церкви Екатерина Волкова и Анна Толмачёва должны подать Правящему Епископу только при накоплении достаточной денежной суммы, наличии проекта и сметы.
4) Впредь до официального учреждения общины, либо монастыря будущая «Казанская» обитель является подворьем Михаило- Архангельской
( Казинской ) общины, со всем недвижимым имуществом.
5) Все сёстры, желающие жить на вновь создаваемом подворье должны предварительно поступить в Михаило- Архангельскую ( Казинскую ) общину.
6) Старшую сестру во вновь образуемую общину назначает настоятельница Михаило- Архангельской ( Казинской ) общины с благословления Правящего Епископа.
7) Для совершения богослужений в церкви пригласить по найму, одного из заштатных священников.
Столь жёсткие требования, по нашему разумению объясняются строгостью молитвенной жизни Епископа Сергия (Петрова), что впрочем, не мешало ему быть мягким и доступным для духовенства и прихожан. Напомним, что до принятия монашеского пострига он прошёл хорошую школу подвижничества. Был сотрудником в Алтайской миссии (1890 г.). В 1891 г. прикомандирован к Киргизской миссии. По некоторым данным именно здесь он принимает монашеский постриг, становится иеромонахом и несёт послушание в качестве помощника Начальника Миссии. В 1895 г. будучи уже Архимандритом, он сам возглавляет Киргизскую миссию.
Пока Екатерина Волкова и Анна Толмачёва старались выполнить поставленные перед ними условия, Омская Духовная Консистория сделала запрос в место их последнего жительства — Иоанновский Санкт-Петербургский монастырь. Настоятельница вышеупомянутой обители ответила, что рясофорными эти послушницы не были, что дурного поведения и проступков за ними не водилось, а обитель они покинули по собственному желанию.
И вот, наконец, 10.12.1903 г. долгожданное разрешение Омского Епархиального Начальства на уст­ройство Казанской религиозно-просветитель­ной общины было получено.
Далее в хронологическом плане события развивались так.
6.09.1903 г. на Омско — Семипалатинскую кафедру назначают Епископа Михаила (Ермакова). Смена духовной власти, судя по всему, благоприятно отразилась на дальнейшем устройстве Казанской общины.
К маю 1904 г. план и сметы на строительство здания Казанской общины находились на рассмотрении в Омской Духовной Консистории, в наличии имелись так же стройматериалы на сумму в 1000 руб. Причём, устроительницы и строительницы Общины уговорили подрядчика Кузнецова на строительство здания всего за 3.775 руб., причём по согласию подрядчика, сумма эта могла погашаться в несколько лет. Однако, при всём при этом, благотворители не торопились вносить пожертвования, поскольку не были твёрдо уверены в окончательном устройстве Казанской общины. Это обстоятельство, заставило епархиального наблюдателя, священника Троицкой церкви на железнодорожной станции «Омск» Анкиндина Правдина просить Епископа Михаила , что бы он сам, лично торжественно произвёл закладку здания для Общины. Но Его Преосвященство благословил сделать это благочинному, отцу Илье Богоявленскому вместе с причтом Свято- Троицкой вокзальной церкви. Закладка была совершена по обычному чину, в совместном молитвенном сослужении отца Благочинного со священником градо – Омской Крестовоздвиженской церкви Аполлоном Волковым. Примечательно, что это произошло 17 мая 1904 г., в Духов день!
22 февраля 1905 г. отец Аполлон Волков становится епархиальным наблюдателем по устройству Казанской женской Общины. Именно по его представлению, 18 марта 1905 г. благославляет устройство домовой церкви в общежитии Общины, выдаёт храмозданную грамоту и утверждает проект главной части иконостаса , составленный для будущего храма инженером- строителем Рымковичем.
К 14 марта 1905 г. двухэтажное здание для Общины было уже выстроено, в домовой Казанской церкви были уже установлены иконостас, престол и жертвенник, а на крыше здания, над помещением церкви был сооружён купол. Колокольня стояла отдельно, на столбах.. По благославлению Правящего Епископа, полученного 8.04.1905 г., Священник Аполлон Волков в Вербное Воскресение 1905 г. совершил малое освящение домового храма, водрузил Крест на главку, а так же освятил и повесил колокола. Ему так же был выдан походный Антиминс, так что на Страстную и Светлую седьмицы во вновь устроенном Казанском храме шли службы.
Богослужения имели место быть и в последующее время. Постепенно, с Божией Помощью, для храма приобреталась различная утварь и богослужебные книги. Так, осенью 1906 г. в храме собирались пожертвования на приобретение гробницы с футляром для Плащеницы.
Добрым молитвенником и заботливым отцом был для Казанской Общины священник Аполлон Волков.14 марта 1906 г. он ходатайствует перед новым Омским Епископом Гавриилом (Голосовым) об утверждении устроительниц Казанской Общины в права самостоятельного управления ею. Причём, аргументирует эту необходимость «…большим развитием общины и её деятельности по распоряжению о построении её, управлением в нравственно- религиозном отношении живущими в общине, и избежанием различных пустых переговоров, наносящих немалый вред общине …». Его Преосвященство своей резолюцией от 18 марта 1906 г. утвердил самостоятельное управление в Казанской общине, назначив управительницей её Анну Толмачёву, а Екатерину Волкову заместительницей последней. Но основательницы общины, вскоре после своего назначения, по новому распоряжению Епархиального Начальства, вынуждены были её покинуть. Летом 1909 г. Казанской Общиной уже управляла монахиня Сергиевского монастыря Уфимской епархии по имени Ангелина, имевшая 38 лет от роду. Епархиального Наблюдателя тоже сменили, и им стал священник Иоанн Попов. Вообще, для Казанской женской общины, а затем и монастыря, в дореволюционный период весьма характерна частая смена священников. Это явление можно объяснить нелёгкими условиями монастырской жизни, сопровождающейся весьма частыми искушениями. 3 сентября 1912 г. священник Казанского женского монастыря Сергий Полевой был переведен в Михаило-Архангельский женский монастырь Петропавловского уезда. Дьякон-псаломщик церкви с. Лузинского Тюкалинского уезда Хрисанф Викторов рукоположен 11 октября во священника к церкви монастыря. Штатная священническая вакансия при монастыре была открыта Указом Свя­тейшего Синода № 3639 от 27 февраля 1914 г.. В марте 1915 г. священник Казанского женского мо­настыря Иоанн Венгерский переведен на другое место. 7 апреля того же года священника монастыря Федора Воложенина сменил о. Феодосии Солошко.58
На территории общины так же имелись и другие постройки: тра­пезная, дом для священника, кельи для насельниц и художественная мастерская. Сестры возделывали огород, косили сено, на угодьях взятых у казаков в аренду, а так же засевали 5 десятин пашни. Помимо церковных облачений шили наряды для магазина омской купчихи Шани­ной. Община росла, в 1909 году в ней было 24 насельницы, а к 1912 году в общине насчитывалось 3 монахини и 115 по­слушниц.
Но жизнь не вечна и в общине появились первые покойники… Поскольку уже была домо­вая церковь, то Консистория разрешила от­крыть монастырское кладбище. И снова казаки, под это после­днее земное пристанище дарят ещё четыре десятины земли ( одну десятину для почивших насельниц обители, а три других- для погребения мирских лиц, поживающих в районе станции «Омск»). Документально это было закреплено в казачьем делопроизводстве 29.03.1906 года. На наш взгляд, эту дату и следует считать основанием кладбища Казанского женского монастыря, впоследствии получившего наименование Старо-Южного.
В общине стали подумывать о статусе монас­тыря. Обратились с просьбой к Владыке. 26 ноября 1909 года по благославлению Епис­копа Гавриила вышел консисторский «Указ» об утверждении устава Казанс­кой общины. Для получения статуса монастыря Общине нуж­на собственная земля. Пароходчик и купец Николай Яковлевич Смирнов в 1910 году по­дарил имеющиеся у него 130 десятин земли. Участок находился в 60 верстах от об­щины. 12 марта 1912 г. Синодальным Указом Община была обращена в женский монастырь.
18 июня 1916 года Священномученик Сильвестр уже освящал вновь возведённый монастырский храм во имя иконы Казанской Божией Матери. Строительство каменного храма вместимостью на 500 человек было начато ещё в 1911 году. В начале лета 1915 года И. д. настоятельницы Казанского монастыря монахиня Магдалина уже испрашивала разрешение у Омской Духовной Консистории и временно управляющего Омской Епархией Викарного Епископа Киприана дозволение на поднятие крестов на только что оконченный постройкой храм. Это торжество просительница хотела осуществить 14 июня 1915 г., на что ей было дано соответствующее благословение и разрешение. Прошёл год, в течение которого судя по всему производилась внутренняя отделка храма и 1 июля по новому стилю новый монастырский храм был освящён Архиерейским чином.
По компетентному мнению кандидата исторических наук, искусствоведа Н.И. Лебедевой При составлении проекта архитектор пользовался образцовыми чертежами церкви в русском стиле (проект № 15 из альбома 1899 г.), но он увеличил размер трапезной. Церковь во имя иконы Казанской Божией Матери в плане представляет собой крест. Южный и северный приделы и апсида имеют пятигранную форму. Завершался храм шлемовидным куполом на высоком барабане, проре­занном окнами, колокольня была шатровой. Декоративные элементы выполнены из лекального кир­пича: арочные проемы окон имеют обрамления в виде кокошников, поддерживаемых трехчетвертны­ми колонками, стены украшены нишками и поясками.
В декабре 1919 года монастырь превращен в приют для беспризорных. 22 декабря 1919 г., решением губернского революционного комитета, было поручено Н.М. Николаеву принять все имущество от игуменьи монастыря и «весь живой и мертвый инвентарь» и разместить в монастыре первую в Омской губ. детскую трудовую коммуну названную именем профессионального революционера Антона Валека. А тов. Николаеву, советской безбожной властью было предоставлено право выселить из пределов монастыря всех находящихся в нем монахинь. Большинство из них выселили на монастырскую заимку, а больным и старым оставили на территории монастыря один домик. Коммунары, к которым присоединили умственно-дефектных детей, жили в ужасных условиях — без тепла и света, впроголодь, так как у них изъяли «излишки» продовольствия. Кормили детей в основном монахини, сами собиравшие подаянием пищу у местного населения. Летом 1921 г. сгорел главный корпус бывшего монастыря, тот самый в котором была устроена первая церковь. В августе того же года из погоревшей Коммуны был вывезе­н ребёнок, хотя первоначальная численность детей достигала 200 человек.
В конце 1921 году новая власть возвратила общине монастырь в «бессрочное и бесплатное пользование». В 1927 г. при­ход церкви во имя Казанской Божьей Матери был самым большим в Ленинске и даже в Омске: в нем официально состояло 788 человек тихоновской ориентации. В эти годы храм был особенно посеща­ем, так как рядом находился курорт с грязелечебницей, и больные часто обращались за помощью к Божией Матери.
8 марта 1930 года по реше­нию Сибирского краевого административного управления состоялось официальное закрытие монастыря и было полностью изъято его имущество. В ликвидационном акте перечислены ценности и адреса, по которым они направлены: изделия из благородных металлов — в ино­странное отделение Госбанка Москвы; позолоченные предметы (металл, дере­во)- в Омское ГПУ; парчовые одежды — утварь — в антикварную контору Госторга в Ленинград; медные и бронзовые культовые предметы и 5 колоколов – в омский «Рудметалл », 30 других наименований переданы в Ленгокомхоз, а 9 — в Омский краеведческий музей. Согласно «Акта» это были: позолоченная гробница находящаяся в полной исправности,бархатные плащаницы, вышитые серебром и золотом, дарохранительницы, звездицы с каменьями, иконы в дорогих окла­дах, Евангелие в дорогом окладе. К сожалению, дальнейшая их судьба неясна. Ни одного из вышеназванных предметов на сегодняшний день в музейных фондах обнаружить не удалось. Сохранилась легенда, что, когда с колокольни снимали колокола, а с глав кресты, одна из монахинь упала замертво, не вынеся поругания храма и веры.
Через несколько лет опустевший монастырь передали пригородному совхозу №5. Его руководство решило использовать церковное здание под клуб. Новые хозяева перво-наперво сбросили вниз остроконечную башню колокольни. Внутри помещения содрали оставшиеся росписи, отштукатурили, побелили. Вдоль стен поставили длинные некрашеные скамьи. После чего, перекрыли купол и в верхней части здания разместили столовую. Затем разобрали барабан и купол, а столовую спустили вниз. Клуб вместе со столовой использовались только в летнее время из-за отсутствия отопления. На зиму же его закрывали.
В годы Великой Отечественной войны 1941-45г.г. в здании бывшего Казанского монастырского храма находился сбор­ный пункт военкомата. После чего долгие годы у здания не было хозяев. В 1979 г. его передали на баланс управления Ленинского райпродторга под склад овощной базы, которая более десяти лет пребывала в нём.
Решением облисполкома № 139 от 23 мая 1989 г. здание храма признано памятником истории и культуры местного значения. А в июле 1990 г. оно передано верующим. В храме был произведен ремонт, устроен иконостас, стали проводиться богослужения. Так же была возведена колокольня и сегодня 6 колоколов приглашают верующих на службы и радостно возвещают прихожанам о праздниках. Икона Казанской Божией Матери подарена храму Высокопреосвященнейшим Феодосием, Митрополитом Омским и Тарским.
21 ноября 1994 г. Святейший Патриарх Алексий II благословил воссоздание Казанского мона­стыря, за котрым последовало  Постановление Священного Синода об открытии в г. Омске Казанского женского монастыря. Духовником возрождённой обители стал настоятель храма, протоиерей Иоанн Бабяк. В монастыре совершается постриг монахинь. Для насельниц устроены кельи. Монахини несут послушание в доме престарелых и больнице.


Монастырь духовно просвещает детский дом, детский сад, дом престарелых, больницу №6, центр социального обеспечения «Родник». С 1998 года организована воскресная школа для детей и взрослых.
На сегодняшний день в Казанской обители подвизаются 3 инокини и около 10 послушниц. В целом же, приход храма насчитывает более 100 верующих.

Рядом с церковью установлен памятник всем монахиням Казанского женского монастыря, пострадавшим от безбожной власти, их имена высечены на основании стеллы.

по материалам сайта  http://www.achair.ru

назад