Октябрь

 


К началу 20 века за Уралом насчитывалось 11 епархий. В периодической печати 60-х годов 19 века указывалось, что Тобольская епархия обширнее всех Русский епархий, – в ней более, чем других епархиях, обитает народов, ходящих во тьме и сени смертней и ожидающих евангельской проповеди… » В нее в то время и входила Омская епархия. По причине такой обширности из Тобольской консистории в 1895 году последовал Указ об учреждении Омской епархии с центром в городе Омске, к которой отошла часть приходов Тобольской и Томской епархий, а именно: церкви Акмолинской и Семипалатинской областей, Тюкалинского, Тарского и Ишимского округов Тобольской губернии и Бийского округа Томской губернии.

В 2020 году, в дни 125-летия Омской епархии, особенно интересно узнать как в молодой тогда епархии была организована просветительская и педагогическая деятельность. Тем более ценно вспомнить и воспользоваться опытом педагогов того времени. С 1872 года в Омске жил и работал Константин Васильевич Ельницкий (рожд. 14 июня 1846 г.) - педагог, просветитель, краевед, действительный статский советник. Последователь и пропагандист педагогического учения К. Д. Ушинского.

С 1882 года — главный инспектор училищ Западной Сибири; до 1906 года — преподаватель педагогики в женской гимназии (в 1888 г. издал «Очерки по истории Омской женской гимназии»); до 1909 г. — учитель словесности в Сибирской военной гимназии (Омский кадетский корпус).

К. В. Ельницкий - автор учебников и учебных пособий (свыше 30) по педагогике, методике преподавания русского языка и словесности, истории педагогики, широко использовавшихся в педагогических учебных заведениях начала XX века, среди них «Курс дидактики» (1915), «Общая педагогика» (1916), «Методика начального обучения отечественному языку» (1916), «Очерки по истории педагогики» (1918). Изучал экономику, историю, быт и культуру народов Сибири. Как действительный член Западно - Сибирского отдела Русского Императорского географического общества (с 1882 г.) он издал книги «Инородцы Сибири и Среднеазиатских владений России» (1895), «Сорок лет учительства в далёкой окраине» (1911) и «Из пережитого» (1912). Умер в 1917 году.

Константин Васильевич Ельницкий читал и благотворительные публичные лекции, сбор от которых поступал в пользу нуждающихся учениц женской гимназии. Подобные акции в Омске были крайне редки и вызывали большой интерес у горожан. Константин Васильевич был очень уважаем в педагогических кругах как исследователь различных вопросов формирования личности ребёнка, детского развития, особенностей воспитания воли у подростков.

Омские епархиальные ведомости  в своем выпуске № 19 от 01 Октября 1900 года опубликовали Речь К. В. Ельницкого в день открытия педагогических курсов в Омской епархии:

«Для практических занятий организована при наших курсах начальная школа с тремя отдѣлениями. В этой школе вам предложены будут наблюдательные уроки и вы сами будете давать пробные уроки. Для того, чтобы наблюдательные уроки оставляли в вас возможно прочный след, вы будете составлять конспекты этих уроков. Для того же, чтобы обеспечить правильное ведение вами пробных уроков, вы предварительно будете составлять программы этих уроков. Программы эти, впрочем, нисколько не стеснять вашей самодеятельности и вашего творчества во время уроков. Так как одних наблюдательных и пробных уроков недостаточно для приобретения в возможной мере умения вести обучение, то для пополнения этого пробела, вы будете, после проработки каждого отдела методики, составлять примерную программу урока, применительно к выработанным методическим положениям.

Все ваши практические работы будут во время наших вечерних занятий освещаемы с дидактической стороны, дабы каждому и каждой из вас стало ясным, какие приемы обучения ведут к достижению цели его и какие не вполне достигают цели. Вот общая схема занятий, направленных к вашему педагогическому усовершенствованию. Но занятия эти могут вести к достижению желаемой цели лишь при соблюдении следующих условий:

1. В каждом сложном деле оказывается необходимым разделение труда. И чем сложнее и труднее дело, тем и разделение труда более необходимо. И для ведения наших курсов оказалось необходимым разделить труд:

  • Епархиальный Наблюдатель церковно-приходских школ, отец Димитрий Садовский, кроме обязанности, связанной с званием инспектора курсов, принял на себя еще труд вести беседы и сообщения по методике обучения Закону Божию;
  • на меня возложена обязанность общего руководительства всеми учебными занятиями на курсах и ведение бесед и сообщений по методике обучения предметам, преподаваемым в начальной школе, по организации школы и по обще-дидактическим и педагогическим вопросам;
  • Семипалатинский наблюдатель о. Д. Сперанский и псаломщик Уксусников приняли на себя труд вести обучение пению;
  • на Акмолинского наблюдателя о. Иоанна Парвицкого возложена обязанность вести хозяйство курсов и наблюдать за внешним порядком на курсах; кромѣ того, он же принял на себя труд вести беседы и сообщения по уставу церковного богослужения;
  • на господина Татарова возложена обязанность вести наблюдательные и пробные уроки в образцовой школе при курсах и беседы по методике обучения начальной арифметике;
  • на вас же, г-да учителя и г-жи учительницы, лежит самый главный, самый существенный труд—принимать деятельное участие во всех работах, которые будут ведены на курсах.

2. Так как успех каждого сложного дела зависит от возможно точного выполнения каждым работником лежащих на нем обязанностей, то и успех наших курсов будет зависѣть от точного, возможно совершенного выполнения каждым из нас, членов курсов, своих обязанностей. Не забудем, что небрежное выполнение своего дела хотя бы одним работником вредно, очень вредно отзывается на ходе всего дела...

3. Далее, при участии в общем деле, многих лиц очень важно, для успешности дела, согласие, единодушие их. При отсутствии единодушия дело не спорится. Вечно останется истинным мудрое изречение нашего народного поэта: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука». Сплотимся же в одну дружскую педагогическую семью для пользы дорогого нам дела. Каждый для всех и все для каждого. Не забудем, что общее благо есть благо и каждого отдельного лица, а не наоборот.

3. Затем, духовное усовершенствование дается лишь тому, кто стремится к такому усовершенствованию, жаждет его. Пушкин в своем стихотворении «Пророк» совершенно верно сказал, что лишь после долгого томления духовною жаждой совершилось духовное перерождение человека, посвящаемого к высокой учительской деятельности, причем посвященный стал различать то, чего прежде не в состоянии был различать, и постигать то, что прежде было ему недоступно.

4. Но одного желания недостаточно для духовного усовершенствования. Необходимо еще и проявление самодеятельности. Без личного участия, без личной самодеятельности, как вам известно, ни ребенок, пи взрослый человек не может совершенствоваться. Вот почему вам, г-да учителя и г-жи учительницы, необходимо будет проявить на курсах полную самодеятельность. Я постараюсь ставить вопросы, решать же их вы будете сами, и мне придается лишь освещать и пополнять то, что выработаете вы. Не скрою, что такой ход, занятий потребует значительного напряжения наших умственных сил. Несравненно легче было бы вам лишь слушать, а мне излагать; но такой путь лишен был бы образовательной силы.

Знания, приобретенные без личной самодеятельности, не могут считаться прочной собственностью и служить животворной силой. Постараемся же поддерживать такой порядок, чтобы ни чем не нарушалось тихое, плавное течение нашего совместного труда. Нам, учителям, это нетрудно:

  • мы все сознаем значение порядка в учебном деле,
  • мы в силу своей профессии, приучились к самообладанию, привыкли к аккуратности и самоограничению во имя общего блага.

5. Наконец, успешность каждого нашего дела зависит от нашего отношения к нему, от охоты, с которой мы принимаемся и выполняем его. То дело, за которое мы принимаемся с охотой, выполняется нами успешнее, чем то, к которому мы относимся безучастно. При охоте самый по-видимому тяжелый труд становится приятным, легким, по плечу, при отсутствии же охоты и посильное нам дело является тяжелым, неприятным для нас бременем.

6. А есть для чего постараться. Ведь с этим связано и наше, г-да курсисты и г-жи курсистки, личное благо и благо тех детей, которых нам  поручают для обучения и воспитания. Поднявшись в своем педагогическом усовершенствовании, мы всё успешнее поведем обучение и воспитание детей, что доставит нам высокое духовное наслаждение и самый учительский труд наш в значительной мере облегчится.

7. Кроме того, при успешном ведении обучения и воспитания детей, мы будем пользоваться искреннею любовью и глубоким уважением как самих детей, так и родителей их. Это тоже доставит нам высокое духовное наслаждение.

8. Да и сам по себе подъем духовной жизни доставит нам высшее счастье, способное даже примирить нас с многими материальными лишениями.

9. С другой стороны, из детей, обучаемых и воспитываемых в школе, выходят граждане. И научить будущих граждан честной, трудолюбивой жизни, раскрыть им нравственные обязанности по отношению к Богу, Царю и соотечественникам и осветить им путь к дальнейшему духовному усовершенствованию - великая заслуга и перед Богом, и перед Отечеством.

Как из песчинок составляются холмы, так из отдельных, по-видимому, незаметных знаний формируется наше умственное образование. Постараемся же воспользоваться для нашего педагогического усовершенствования всем тем, что представят для этого паши курсы, дабы по окончании их, с предстоящего учебного года энергично приняться за свое учительское дело и успешным ведением его оправдать надежды нашего Монарха, Святейшего Синода и Училищного Совета и тем отблагодарить их за учреждение для нас курсов. Да поможет нам Бог!»

Юлия Селионова, сотрудник ОРОиК Омской епархии


Нужно сказать, что не менее насыщенным и интересным является послевоенный (Великая отечественная война) период Омской епархии.

Возглавляли ее в то время очень достойные архипастыри, один из них – убиенный архиепископ Мефодий (Мензак). О его мученической кончине следует сказать особо.

23 октября 1974 года по Омску с быстротой молнии распространилась ужасная весть, которая шокировала не только верующих, но и людей далеких от Церкви. Во время сна у себя дома, на улице Успенского, 26 зверски был убит Архиепископ Омский и Тюменский Мефодий. Секретарь Епархии протоирей Никита Елизарьев отправил телеграмму на имя Святейшего Патриарха Пимена об этом ужасном злодеянии. Находясь в нервном возбуждении и ожидая ответа из Патриархии Его Высокопреподобие отец Никита мерно ходил из одного угла домика (находящегося при Никольской Церкви на ул. Труда) в другой. Некоторые из прихожан слышали, как он неоднократно повторял: «Ох, несчастье-то какое! Скоро и в Америке узнают, что Владыку Мефодия убили!». Надо сказать, что отец протоирей оказался прав. Неизвестно какими путями, но информация просочилась за рубеж. Радиостанция «Голос Америки» уже в тот же день оповестила мир об Омской трагедии. Было передано сообщение следующего содержания: «В Омске убит православный епископ! Полицейский (хотя правильней было бы сказать милицейский) капитан Тришкин ищет убийцу!». Эта информация, прозвучавшая из уст «загнивающих буржуев и капиталистов» не на шутку встревожила партийное руководство страны. На имя первого секретаря Омского Обкома партии полетели гневные письма, а вскоре к делу подключилось и КГБ. Судя по всему, на самом высоком руководящим уровне было принято решение не афишировать мученическую кончину Владыки. Так, что даже в «некрологе», помещенном в «Журнале Московской Патриархии» за 1974 г. вы не найдете ни слова об убийстве.
Много лет уже отделяет нас от этой страшной трагедии. Но отголоски её слышны и поныне. У многих омичей в памяти запечатлелось Святое имя убиенного Владыки. В день мученической кончины Архиепископа Мефодия много лет спустя Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Митрополит Омский и Тарский Феодосий отслужит панихиду в Крестовоздвиженском Соборе (где когда-то служил Мефодий) об убиенном Архипастыре.

Напомним  житие убиенного Архиепископа Мефодия.

Владыка Мефодий (в миру Михаил Николаевич Мензак) родился 28 октября 1914 года в семье крестьянина в селе Русский Банилов, Вышковского района, Черновицкой области. В шестнадцать лет Михаил оканчивает начальную Румынскую школу, состоящую из семи классов. Далее свой жизненный путь он решает посвятить служению Богу. И вот, Михаил становиться послушником скита Кошна, что в южной Буковине, а через два года его перевозят в Крещатинский-Богословский монастырь, Черновицкой области. В 1942 г., в разгар Великой Отечественной Войны, Михаил принимает монашеский постриг с именем Мефодий. Это Святое имя ему было дано в честь равноапостольного просветителя славянских народов. Далее инок Мефодий постепенно проходит все степени монашествующих. 24 декабря 1942 г. он рукоположен во иеродиакона, а 22 апреля 1945 г. – во иеромонаха. Тогда, в конце войны, он и получил для духовного окормления свой первый в жизни приход. Иеромонах Мефодий был назначен настоятелем Михайло-Архангельского храма в селе Подлесное, Черновицкой Епархии. Служа на приходе, отец Мефодий желает получить духовное образование и в 1952 г. поступает в 3-ий класс Московской Духовной Семинарии, а двумя годами позже и в Московскую Духовную Академию. Как и полагается, по ее окончанию в 1958 г. он пишет и защищает кандидатское сочинение на тему «Любовь ко Христу, как основа нравственности». Работа эта писалась на кафедре нравственного богословия. После успешной защиты отец Мефодий, как один из способнейших учеников был оставлен в качестве профессорского стипендиата в Московской Духовной Академии.
Вскоре последовало назначение в качестве помощника инспектора и преподователя Церковного Устава и литургии в ставшей родной его сердцу Московской Духовной Семинарии. Именно здесь, на педагогическом поприще, будущий Архипастырь мог на практике увидеть те высокие идеалы, о которых он писал в своей кандидатской работе. Ведь не случайно величайшей добродетелью для него была христианская любовь, из которой, по его мнению, все верующие черпали силы для нравственной жизни. Уроки его не были скучны. Предметы, которые он преподавал, буквально оживали перед слушателями. Церковный устав, литургия, история, Основное Богословие – все это в стройной системе находило живое и конкретное выражение. В августе 1959 г. иеромонах Мефодий становится инспектором Саратовской духовной семинарии. Помимо учебно-административной должности он преподает Священное Писание Нового Завета. 9 декабря 1959 г. отец Мефодий получает назначение на должность ректора Волынской Духовной Семинарии, а через десять дней после назначения, он возводится в сан архимандрита.
29 августа 1962 г. архимандрит Мефодий был призван к высшему иерархическому служению. Он стал епископом Волынским и Ровенским. Чин хиротонии совершали: Митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен (впоследствии Святейший Патриарх), архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим, архиепископ Алеутский северо-американский Иоанн, архиепископ Дмитровский Киприан, епископ Костромской и Галичский Никодим и епископ Выборгский Никон. 22 декабря 1964 г. преосвященный Мефодий становиться епископом Черновицким и Буковинским, а с 7 октября 1967 г. – епископом Вологодским и Великоустюговским. С первых же дней своего ахипастырьского служения Владыка Мефодий проявил себя как ревностный служитель Бога Истинного. Достойнейший иерарх Русской Православной Церкви лично знал Мефодия и наш Владыка Феодосий. Их встреча состоялась в Черновцах куда Преосвященный Мефодий приезжал за своими вещами после получения назначения на новую кафедру.
2 февраля 1972 г. по решению Священного Синода епископ Мефодий был возведен в сан архиепископа и получил назначение в Омско-Тюменскую Епархию.
Владыка Мефодий прибыл в Омск 13 февраля (по другим данным 20 февраля) 1972 г. был поздний час, но в Крестовоздвиженский Собор пришло много людей. Все с нетерпением ждали нового Владыку. Многие из прихожан стояли с зажженными свечами. Как только Его Высокопреосвященство зашел в притвор, в храме раздались торжественные песнопения архиерейского хора. От лица омского духовенства священник Борис Качалов произнес приветственную речь. Архипастырь поблагодарил за приветствие и, пожелав собравшимся мира и любви друг к другу, призвал на всех Божие благословение. Вступление Владыки Мефодия на Омско-Тюменскую кафедру само-собой разумеется началось со знакомства с приходами вверенной ему Епархии. Архиепископ Мефодий, помимо Омска побывал еще в трех епархиальных городах – Тобольске, Тюмени и Ишиме, где в городских храмах вместе с духовенством совершал богослужения. Практически каждая служба сопровождалась словами евангельского благословения и благословением молящихся. Все его поповеди были проникнуты большим оптимизмом. Где бы ни служил Владыка Мефодий – в Москве (будучи семинаристом), на Украине или в Сибири, он всегда призывал к чистоте жизни, к свету Христову, и к вечной радости.
Тем отцам, кому довелось служить с Архиепископом Мефодием на сибирской земле, отзываются о нем как об очень достойном и деятельном Архипастыре. Вспоминают, что служить с ним было всегда легко, поскольку он не был «грозным Владыкой». Никогда священнослужители не выслушивали каких-либо замечаний с его стороны во время богослужений. Все замечания он делал по окончании службы в очень деликатной и мягкой форме, пожалуй, с одной только целью – вразумить заблуждающегося. Как пастве, так и духовенству Владыка Мефодий оказывал много внимания и любви. Он всячески защищал священство от несправедливых и лживых обвинений, как правило, следовавших со стороны анонимных клеветников. Однако мягкость и доброта архипастыря никак пагубно не отражалась на церковной дисциплине. Когда было нужно, Владыка Мефодий мог и умел сказать свое властное слово. Бывший в то время уполномоченным по делам религии Д. Иванов давал следующую характеристику архиепископу Мефодию: «За время пребывания в епархии, как ее руководитель, он показал себя опытным, умелым и ревностным служителем церкви. Вся его духовная и практическая деятельность направлены на то, чтобы всячески сохранить и укрепить церковь, улучшать и усиливать её религиозное влияние, обеспечить ему, как Владыке, угодные в приходах порядки и удовлетворение ими потребности верующих».25 В связи с этим, стоит отметить то, что в этом отношении он своего добился. Никаких жалоб, неудовлетворенности его поведением со стороны верующих и служителей культа, что было массовым до него явлением, не поступает, а напротив, о нем все отзывались положительно, как о большом и достойном в его положении служителем.
И действительно, в памяти омской паствы Высокопреосвященнейший Мефодий остался человеком добрым, спокойным и заботливым. Наверное, во всей епархии, не было такого человека, которого бы обидел Владыка.
Перед своим 60-летним юбилеем Архипастырь получил телеграмму с предложением от Священного Синода перевестись в другую епархию, поближе к Москве. Ознакомившись с ней, Владыка немного поразмыслив, как всегда улыбнулся и сказал присутствующим при этом событии лицам, что раз Господь определил его на Омскую кафедру, то здесь он и будет продолжать своё святительское служение.
Предчувствовал ли свою близкую кончину Владыка? Ряд свидетельств утверждает, что «да». Так мысль о близкой кончине прозвучала в одной из проповедей Владыки. А незадолго до убийства, после разгрузки контейнера, Архиепископ Мефодий дал одному из своих послушников икону Спасителя в Терновом венце.
Из материалов следствия видно, что смерть Владыки Мефодия была мученической. Убийца сначала сломал Архипастырю шею, затем нанес множество ударов бронзовой статуэткой, а затем и ножницами. Истерзанному, но еще живому Владыке Мефодию он связал руки и хладнокровно задушил его шнуром от электролампы.
Омская паства очень болезненно восприняла известие о кончине своего Архипастыря. Многие не хотели верить в то, что его не стало, а тем более никто не мог понять, кто и зачем убил Владыку. На протяжении шести лет правоохранительные органы искали убийцу. В расследовании было задействовано много чинов из милиции и сотрудников КГБ. Наконец, в 1980 году, убийца был найден. Им оказался некий Борис Киреев, который за совершенное злодеяние получил 10 лет строгого режима. На суде подсудимый не признавал себя виновном в совершенном им преступлении, заявив при этом, что «явку с повинной» вынужден был дать под давлением следственных органов. По словам присутствующих на суде верующих, обвиняемый, обратился ко всем присутствующим с искренней речью, в которой сказал, что не убивал Владыку Мефодия. Многие из присутствующих ему тогда поверили, но запущенный судебно-следственный механизм уже предрешил судьбу обвиняемого.
Тело почившего Архипастыря было по-монашески подготовлено к погребению, облачено в архиерейские одежды и, по совершении заупокойной литии, поставлено в Крестовоздвиженском кафедральном соборе. У гроба убиенного Владыки Мефодия непрестанно читалось Евангелие, и служились панихиды. Верующие Омска и приезжие из других городов, нескончаемым потоком шли проститься со своим любимым отцом и молитвенником.
Отпевание почившего Архипастыря, по благословению Святейшего Патриарха Пимена, совершали в день празднования Иверской иконы Божьей Матери, 26 октября 1974 года Епископ Новосибирский и Барнульский Гедеон совершил заупокойную Божественную литургию. В отпевании также участвовали земляки убиенного Владыки – Архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим и Архиепископ Черниговский и Нежинский Антоний, а также находящийся на покое епископ Венедикт (Пляскин). Храм и вся церковная ограда были заполнены духовенством и верующими. При песнопении Ирмосов Великого канона «Помощник и Покровитель» гроб с телом почившего Архиепископа Мефодия был обнесен духовенством вокруг собора. После чего тело доставили в аэропорт и отправили спецрейсом в Черновцы, где на родине Владыки, в селе Русский Банилов, было предано земле.
И мы, православные омичи, в день его мученической смерти, произошедшей на нашей земле, молим Всевышнего о даровании убиенному Архипастырю Мефодию Царства Небесного!

по материалам сайта Ачаирского монастыря http://www.achair.ru

назад