НАЦИОНАЛИЗМ В УЧЕБНИКЕ ИСТОРИИ, - МНЕНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

Учебник «История России 1917-й - 2009-й год» (авторы - Александр Барсенков и Александр Вдовин) вызвал бурное обсуждение в блогах и СМИ. Авторов обвинили в антисемитизме, русском шовинизме и разжигании национальной розни.

На протяжении учебника авторы не раз приводят статистику представительства разных национальностей в тех или иных сферах жизни страны в разное время.

В частности, во введении к книге говорится: «В Советском Союзе из 70-ти лет его истории значительная часть приходится на годы правления, когда лидерами страны были лица нерусской национальности. История национальной политики большевиков с первых лет советской власти была историей постоянного преодоления возникающих в многонациональном государстве трудностей усилиями прежде всего русского народа».

Кроме того, в учебнике присутствуют следующие пассажи: (Речь идет о ходатайстве "Еврейского антифашистского комитета" основать в Крыму еврейскую национальную автономию): «Образование еврейской республики в Крыму, куда могли бы приехать евреи со всего мира, обещало приток в СССР больших капиталов. Сталину говорили о возможности получить таким путём от запада 10 миллиардов долларов. Предложение было заманчивым, но требовало переселения значительной части жителей Крыма. В 1944-м году ГКО принял постановление от 2 апреля 11 мая о выселении крымских татар, составлявших по переписи 1939-го года 19,4 процента населения Крыма. Депортация открывала возможность для перехода к практической реализации плана Еврейского антифашистского комитета»…

Или о насильственных депортациях народов: «Причиной выселения была повышенная готовность к пособничеству оккупантам или подозрение в этом… 63 процента чеченских мужчин, призванных в армию в начале войны, нарушили присягу и стали дезертирами».

Или о событиях августа 1991-го: «Произошёл инцидент, которому было суждено оказать значительное влияние на развитие политической ситуации. При странных обстоятельствах погибли три молодых человека из числа «защитников» Белого дома. Последовавшее позже расследование этих событий показало, что случившиеся было скорее даже не несчастным случаем, а результатом заранее продуманной провокации».

Следует отметить, что учебник Барсенкова и Вдовина вышел уже третьим изданием.

«Допустимы ли, по-вашему, подобные пассажи в вузовском учебнике истории?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.

Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, считает, что вузовский учебник должен считаться исключительно с исторической истиной.

«Если то, о чем пишут авторы – правда, то ей вполне место на страницах этого учебника. Да, возможно, авторам хотелось бы, чтобы эти факты интерпретировали в определенном ключе. Но любая интерпретация фактов в той или иной мере субъективна», - сказал он.

«На мой взгляд, важно научиться воспринимать историю как плод промысла Божия, в данном случае – промысла Божия о России. Хотелось бы, чтобы подобный подход тоже был отражен на страницах вузовских учебников. Нельзя подтасовывать факты и выводы, сделанные на основании этих фактов, но мы не должны забывать и о метафизическом масштабе в восприятии исторических процессов», - добавил протоиерей.

Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, отметил, что судить об адекватности интерпретации того или иного исторического факта и контекста, в котором он представлен, могут только ученые-профессионалы, чья точка зрения не обязана совпадать с обывательской.

«А в принципе возможен идеальный, абсолютно объективный учебник истории? Каким должно быть соотношение правды и политкорректности, допускаемое строгим академическим подходом, строгой научной методологией?» - риторически вопросил он.

«Любой исторический факт можно обнародовать, а можно и замолчать, чтобы кого-то не обидеть, а можно интерпретировать в русле той или иной идеологии», - добавил священник.

Председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анас-хаджи Пшихачев полагает, что учебники истории должны воспитывать не скинхедов, а патриотов.

«Понятно, что историку сложно бывает абстрагироваться и объективно интерпретировать те или иные факты прошлого», - признал он.

«В советское время пострадали представители всех народов России. И даже если русских среди пострадавших было в процентном соотношении больше, все равно, на этом акцентировать внимание, на мой взгляд, неправильно», - считает Анас-хаджи.

«Поэтому хотелось бы, чтобы создатели учебников учитывали многонациональную аудиторию и стремились воспитать в молодежи в первую очередь патриотические чувства», - заключил муфтий.

Исмаил Бердиев, председатель Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, высказался за введение цензуры для вузовских учебников.

«Я сторонник того, чтобы была цензура – конечно, не такая, как в Советском Союзе; но учебники, которые сейчас выпускают, надо проверять очень тщательно. Однажды мне уже показывали учебник, в котором было написано, что ислам – это сплошная ненависть к иноверцам. Но ведь это чистейшая ложь, абсурд! И этот учебник, о котором идет речь, только подтверждает необходимость цензуры, причем такой цензуры, в которой будут принимать участие представители различных национальностей», - заявил он.

«Если неосторожно подойти к межнациональному вопросу, может возникнуть такой пожар, по сравнению с которым торфяные пожары покажутся ерундой», - подытожил Исмаил Хаджи.

Председатель конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР), раввин Зиновий Коган полагает, что работа историка не должна выглядеть как развешивание ярлыков.

«Я, пусть не очень глубоко, по-обывательски, но все же изучал историю Еврейского антифашистского комитета. Понятно, что комитет был детищем Кремля и преследовал определенные цели. Да, евреи, только недавно вышедшие из имперских гетто, только что ставшие полноправными гражданами страны, были очень благодарны советской власти. К тому же еврейский народ, как и любой другой народ, имеет в своей среде определенный процент негодяев», - сказал раввин.

«Но в связи с этим нельзя прибегать к обобщениям вроде того, что «еврейский народ спровоцировал выселение крымских татар». Можно по-разному подавать события прошлого, но делать это надо аргументировано и объективно», - подытожил Зиновий Львович.

Доктор филологических наук, профессор кафедры лингводидактики и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков Московского городского психолого-педогогического университета (МГППУ) Ирина Дергачева полагает, что вузовский учебник не должен быть «окрашен» ни идеологически, ни националистически, ни экстремистски.

«По-моему, совершенно недопустимо на страницах учебника, обращенного к нашей молодежи, лепить образ врага из той или иной национальности. Я знакома с мнением, что революцию в России сделали евреи, но такая точка зрения, безусловно, по-обывательски однобока и ей не должно быть места на страницах академического издания», - заметила она.

«Национализм – это вещь вообще крайне опасная, а в сегодняшней ситуации в особенности. И создателям учебных изданий, обращенных к молодежной аудитории, надо проявлять особенную корректность и осторожность в высказываниях», - подытожила Ирина Владимировна.

REGIONS.RU
http://www.regions.ru/news/science/2304975/