Состоялась секция «Воспитательный ресурс предметной области ОРКСЭ» в рамках омских областных Рождественских чтений

04 декабря 2020 года

02 декабря 2020 года состоялась секция «Воспитательный ресурс предметной области «Основы религиозных культур и светской этики», данная секция проходила в рамках омских областных Рождественских образовательных  чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа», посвященных 800 летию со дня рождения святого князя Александра Невского. Благословил и возглавил работу секции руководитель Отдела религиозного образования и катехизации, протоиерей Димитрий Олихов.

Батюшка отметил особую актуальность вопроса исторической памяти народа, передачи исторического и социального опыта, особенно на примере жизни святого благоверного князя Александра Невского.

На секции был представлен опыт работы педагогов города Омска и Омской области.

Коренева Светлана Алексеевна и Жаркова Наталья Викторовна, учителя БОУ города Омска «Гимназия № 150» рассказали о том, как в гимназии систематически проходит работа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.

Светлана Алексеевна, отметила: «Воспитание гражданина возможно не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни предков, на событиях из истории своего народа. Именно такие яркие примеры могут зажечь детскую душу ребенка. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве. В историческом контексте православная культурная традиция вбирает в себя идеалы жизни русского народа, нашедшие свое отражение практически во всех сторонах жизни российского государства. На протяжении столетий он воспитывал такие черты характера, как трудолюбие, совестливость, ответственность, милосердие, любовь, благодарность, верность Отечеству, взаимопомощь, жертвенность. Мы должны дать ребятам возможность стать хоть ненадолго не собственными современниками, а современниками святого Андрея Рублева, Пушкина, Достоевского, святого благоверного князя Александра Невского. Тогда, будем надеяться, они смогут полюбить те ценности, которыми веками жила Русь.

На уроке «Не в силе Бог, а в правде» или «Тихая моя родина» знакомим ребят с житием святого благоверного князя Александра Невского. На примере жития Александра Невского учим детей понимать ратный подвиг в православной христианской традиции. Также данный материал способствует  формированию  активной позиции по защите родной культуры и Отечества, патриотизма. Благодаря хорошему текстовому содержанию идет развитие универсальных учебных действий: навыков смыслового чтения и комментирования; выделение морального содержания действия. На уроке рассматриваются понятия: Родина, власть, благоверный князь, защитник Отечества».

Наталья Викторовна Жаркова рассказала об уникальном опыте работы во внеурочной деятельности. «Наша школа сотрудничает с Ольгой Богдановной Цветаевой, экскурсоводом и филологом, которая проводит с детьми интеллектуальные игры «Мы - Омичи». Раз в месяц на параллели классов проходят данные игры. Ребята учатся работать в командах и находить ответы, используя интересные подсказки. 18 апреля каждого года у нас проходит такая игра, посвященная житию Святого благоверного князя Александра Невского. Красочно, грамотно, интересно и в увлекательно-познавательной форме дети узнают о детстве, юности Александра Невского. О его родословной и служению народу. Хорошие знания Ольги Богдановны в области истории Православия дают возможность детям понять и запомнить житие святого благоверного князя Александра Невского через игру».

Новые технологии педагоги используют по материалам рабочей тетради УМК «Основы православной культуры» издательства «Русское слово», они дают детям задания, выполненные в конструкторе LearningApps.org. по темам курса. Необходимо отсканировать QR-коди ответить на вопросы по теме урока «Не в силе Бог, а в правде!»

Литвякова Ирина Эдуардовна, учитель гимназии №146 города Омска, педагог модуля «Основы Православной культуры» и музыки  поделилась опытом духовно-нравственного воспитания средствами музыки на уроках музыки в начальной школе: «В основе уроков музыки нашего учебного заведения лежит программа Е.Д. Критской «Музыка» («Школа России»). Учебники для учащихся 2,3,4 кл. состоят из 7 разделов: «Россия-Родина моя», «День, полный событий», «О России петь -что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». Освоение содержания УМК является началом формирования у школьников целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки.

Предлагаю более подробно рассмотреть роль раздела «О России петь -что стремиться в храм» в духовно –нравственном воспитании учащихся. Этот раздел посвящен введению детей в мир духовной музыки. Подробнее расскажу о кантате «Александр Невский» С. Прокофьева. В контате 7 частей. Это произведение не оставляет равнодушными, даже самых далеких от музыки людей, а учащихся тем более. Если кто-то из педагогов захочет побудить учащихся быть похожими на А.Невского, то это произведение, как ни что лучше, способствует этому.

Таким образом, при освоении тем программы, формируется правильное понимание сути явлений жизни, в контексте православия, которое является основой менталитета русского человека, как неотъемлемой части духовно-нравственного воспитания. Очень важно учителю самому совершать непрерывное самообразование (чтение Евангелия, творений Святых Отцов и т.д.), иметь, как минимум, большое уважение к православию (если не быть самому православным!) и демонстрировать свое неравнодушное отношение к нему перед детьми».

Маткова Наталья Сергеевна, учитель модуля «Основы Православной культуры», истории и обществознания Иртышской школы Черлакского района Омской области, рассказала о поездке с ребятами в Санкт-Петербург, о пребывании в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре. О том, что там был построен первый монастырь Петербурга, который повелел создать Петр Первый в честь победы войск Александра Невского над шведами. И было это в далеком 1240 году. А монастырь открылся в 1713 году. В Лавре находятся мощи Александра Невского.

Некрасова Елена Леонидовна, учитель БОУ города Омска СОШ №7 выступила с докладом «Формирующее оценивание»: «Предметная область ОРКСЭ обладает большими возможностями интеграции с другими предметными областями и конкретными учебными предметами ( история, литература, художественная культура, обществознание и музыка). Ценности — основное содержание ОРКСЭ, являются универсальными интеграционными механизмами, они пронизывают и сближают разнопредметное содержание.

Интегративность курса ОРКСЭ является существенным ресурсом в преподавании: ценности той или иной традиции воплощаются и развиваются в произведениях искусства, в исторических событиях, характерах жизни людей в разные эпохи. Интегративный принцип позволяет обучающимся увидеть, понять и осмыслить духовные измерения России, неотделимые от ее реальной истории, культуры, современной жизни».

Знания о ценностях — первый шаг на пути духовно-нравственного развития. Ценность присваивается личностью через поступок, в значимой для других людей деятельности. Организация такой деятельности — необходимый компонент ОРКСЭ. Она может осуществляться в рамках школьной программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, во внеурочной деятельности, совместно с представителями религиозных, общественных, иных организаций, педагогами, родителями, старшими и младшими школьниками.

Обучающийся должен приобрести не только системные знания, но и укрепляющий их опыт нравственного поведения, применения ценностей для сознательной организации своей школьной, семейной и социальной жизни. В этом году и в следующем у нас с вами уникальная возможность на образе святого Александра Невского развивать духовно-нравственные качества.

Фотоальбом секции

Похитайло Тамара Викторовна, сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии

подробнее о модуле ОПК

на главную страницу