Состоялась секция Рождественских чтений среди педагогов школ «Духовный и нравственный подвиг жителей Омска в годы ВОВ»

22 ноября 2019 года

20 ноября 2019 года в рамках регионального этапа международных образовательных Рождественских чтений «Великая Победа: наследие и наследники» состоялась секция среди педагогов образовательных учреждений «Духовный и нравственный подвиг жителей Омска в годы Великой отечественной войны».

Неслучайно педагоги собрались именно в образовательном учреждении БОУ города Омска  «Казачья - кадетская школа - интернат среднего общего образования имени маршала Советского Союза Дмитрия Тимофеевича Язова», ведь именно здесь обучаются наши  будущие защитники Отечества.

Секцию возглавил иерей Роман Богатов, настоятель прихода святых Владимира и Ольги при ОмГТУ, батюшка выступил с приветственным словом, в  котором отметил, что очень важно помнить события той войны и передавать память детям и молодежи, воспитывать в них любовь к своей земле, к Родине, тем самым формировать патриотизм как духовно-нравственную категорию. Гостей встретила заместитель директора Казачьей кадетской школы Баширова Наталья Александровна, выступив с приветственным словом, пожеланием плодотворной работы секции Рождественских чтений.

На секции  говорили о роли педагогов и семьи в сохранении наследия Великой Победы, педагоги делились своим опытом работы в деле патриотического воспитания. В своих выступлениях докладчики особое внимание уделили омичам, участникам Великой Отечественной войны.

Левшина Наталья Санфиевна, учитель информатики БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 41», рассказала об исследовательской и проектной деятельности школьников по сохранению памяти о ветеранах Великой Отечественной войны, судьбы которых связаны с Омском. Под руководством Натальи Санфиевны создаются электронные базы о судьбах солдат 75 Гвардейской бригады, доступные в сети Интернет, форумах поисковых движений. Только из этих открытых источников ими уже обнаружено более 60 человек, могилы которых уже утрачены. С данной информацией можно познакомиться на сайте школы. Школьный музей Боевой славы 75 Гвардейской бригады является тематическим систематизированным собранием материалов и документов по истории формирования, боевому пути 75 отдельной добровольческой стрелковой бригады омичей с 1942 по 1945 г., а так же деятельности ветеранов в  послевоенное время.

Суркова Галина Владимировна, учитель истории, ОПК и ОДНКНР БОУ г. Омска «Гимназия № 12 имени Героя Советского Союза В.П. Горячева» рассказала о подвиге омских партизан.

Дробышева Лидия Викторовна, педагог БОУ «Усть-Заостровский сельскохозяйственный техникум» в докладе «Разве можно былое забыть» рассказала о работе музея «Истоки», который посвящен 70-лентию Великой Победы, о жителях села, которые вернулись с фронта.

Азарова Елена Викторовна, учитель БОУ г. Омска «Лицей № 29» рассказала, о тех направлениях которые реализуются в лицее по сохранению исторической и семейной памяти о подвиге омичей в годы Великой Отечественной войны. В БОУ г. Омска «Лицей № 29» сложилась традиция проведения классных часов и музейных уроков о героях Великой Отечественной войны, чьими именами названы улицы города, предприятия, школы и другие объекты. Интересной формой закрепления и актуализации знаний о вкладе омичей в дело Великой Победы являются викторины и другие современные формы организации соревновательных мероприятий в классе или между классами одной параллели, например, «Своя игра».

Яркими и запоминающимися событиями для учащихся становятся очные и заочные экскурсии к памятникам труженикам тыла, детям блокадного Ленинграда, памятнику семье воина, многодетной матери, на бульвар Победы, Аллею Славы, в Парк Победы, а также вахты памяти у Вечного огня. Ежегодно в лицей приходят военнослужащие или уволившиеся в запас, которые проводят беседы с ребятами о патриотизме, воинском долге, истории и событиях прошлого. Также организуются встречи с членами общественной организации «Сироты войны». Сегодня они, пожалуй, единственные живые свидетели тех событий, которые могут рассказать ребятам не только о событиях тех лет, но и о тех чувствах и переживаниях, которые испытали они, когда были примерно в том же возрасте, что и сегодняшние школьники. Представители этой организации также ежегодно присутствуют на лицейском смотре-конкурсе Строя и патриотической песни.

На встречи и духовные беседы с лицеистами, в том числе о патриотизме, истории и ее памятных датах, приходят представители духовенства, в частности протоиерей Василий Вивчар (отец Василий), настоятель Храма Николая Чудотворца и ключарь Кафедрального Успенского собора, а также председатель попечительского совета лицея А.Н. Беляев. В январе 2019 года учащиеся разных классов прошли квест, посвященный годовщине Снятия блокады Ленинграда в историческом парке и приняли участие в акции «Цветок жизни», весной этого года участвовали в акции «Солдатский чемодан», проводимой историческим обществом, Всероссийской акции «Письмо солдату», в конкурсах, акциях и флеш-мобе во время праздничного районного мероприятия, проводимого КТОС «Амурский». В этом учебном году уже подготовили и отправили несколько творческих работ — стихотворений и рассказов, статей и проектов — на различные конкурсы, готовят выступления на детской секции «Рождественских чтений». Подобные мероприятия позволяют учащимся почувствовать себя частью большого мира, соприкоснуться с историей города и страны, увидеть свое место и место своей семьи в общем историческом процессе, понять, что не только учителям в школе интересна эта тема, но и многие жители города разного возраста и профессий знают и ценят свою историю.

О важности участия педагогов в патриотическом, нравственном воспитании и их личной заинтересованности рассказала Сухотина Виктория Александровна, заместитель директора БОУ г. Омска «СОШ с УИОП №8».Патриотическое воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе обучения: знания детей о подвигах людей в Великую Отечественную войну должны быть не просто сведениями, а волновать сердце ребенка, вызывать его личную эмоциональную оценку. Очень важно рассказывать не только о массовом героизме советских людей, но и суметь выявить нравственную, духовную основу подвига отдельного человека. Ведь дети сейчас плохо понимают события тех времён. Но есть пример доброй памяти – народное движение «Бессмертный полк». Люди выходят с фотографиями своих отцов, дедов и прадедов, вливаются в это шествие не потому, что их заставляют это делать, а потому что это очень личное и оно трогает душу. В этом шествии самое главное – это память и история, это связь поколений, это то, что близко каждому.

Подводя итоги работы секции, было решено совместными усилиями повышать активность детей и подростков, педагогов, родителей через привлечение к подготовке и участию в мероприятиях, приуроченных к празднованию 75-летия великой Победы. Использовать для этой цели ресурсы и возможности школьных музеев. Объединить усилие Церкви, школы и семьи по формированию патриотических качеств личности, уважения к Отечеству, духовно - нравственного развития учащихся.

Похитайло Тамара Викторовна, заведующий сектором работы с общеобразовательными организациями отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии

на страницу Рождественских Чтений

на главную страницу