Семинар «Программа «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании»

06 июня 2019 года

05 и 06 июня 2019 года. в Омской духовной семинарии для педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций прошел семинар «Программа «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании».

Семинар организовали специалисты отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии. На семинаре прошли обучение 75 педагогов-воспитателей города Омска, города Калачинска и районов Омской области. Приехали представители Азовского, Кормиловского, Павлоградского, Калачинского, Марьяновского, Таврического, Омского, Щербакульского муниципальных районов. 

Основная цель программы – приобщение детей, их родителей, педагогов к непреходящим духовно-нравственным и социокультурным ценностям нашего Отечества и формирование на их базе стержневой основы личности. По насыщенности духовно-нравственными и этическими категориями программа «Социокультурные истоки» не имеет аналогов в современном образовании. 

Авторы программы – профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук, главный редактор Издательского дома «Истоки» И.А. Кузьмин и доктор исторических наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук, профессор Вологодского государственного педагогического университета А.В. Камкин. 

Семинар в Омске проводила Абрамова Ольга Сергеевна, методист Истоковедения Издательского дома «Истоки», автор-составитель книг для развития (включая книги для развития речи) детей дошкольного возраста и методического пособия «Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в ФГОС дошкольного образования», автор методической разработки «Мониторинг социокультурного развития ребенка-дошкольника», Почетный работник общего образования РФ.


Цели и задачи семинара: 
— оказание практической помощи педагогам дошкольных образовательных организаций в освоении программы «Социокультурные истоки» в соответствии с требованиями ФГОС; 
— повышение уровня компетентности в области воспитания и обучения детей, методической деятельности педагогов на основе возможностей активного метода Истоковедения в дошкольном образовании; 
— освоение педагогических технологий, методики проведения активных форм воспитания и развития детей 3-8 лет, образовательного инструментария программы «Социокультурные истоки» для использования в образовательной работе в дошкольных организациях. 
Программа семинара была насыщенной, не тратилось зря ни одной минуты. Были рассмотрены важнейшие аспекты программы, её стержневая основа, принципы, отличительные особенности, система категорий и ценностей, логика освоения программы детьми… 

Особенно заинтересовала участников возможность привлечения родителей к воспитательному процессу в детском саду средствами программы. 

На семинаре была рассмотрена важнейшая для любого воспитателя тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в программе «Социокультурные истоки» в контексте ФГОС дошкольного образования. Книги для развития речи как средство формирования связной эмоционально-образной речи детей 3-4 и 4-5 лет».

Семинар был практико ориентированным и Ольгой Сергеевной был дан и образец проведения ресурсного круга, рефлексии по итогам, а главное – как работать с учебными пособиями, как правильно читать книги детям. 

Была продемонстрирована возможность формирования духовно-нравственных качеств личности детей средствами программы. Ольга Сергеевна – прекрасный методист! Она в логической последовательности и очень доходчиво рассказала о том, почему необходимо начинать воспитание с самого раннего возраста. Она отметила: 

«Дошкольный возраст краеугольный, базовый в жизни человека. Несмотря на то, что многие из нас плохо помнят свое раннее детство, тем не менее, этот период является самым определяющим для формирования будущей личности, он влияет на всю оставшуюся жизнь.

Именно в этом дошкольном возрасте активно развиваются психические и психологические функции. Это время, когда ребенок формируется во всех ипостасях – в физической, эмоциональной, нравственной, духовной, интеллектуальной, социальной. Малыши учатся взаимодействовать с окружающими, формируются социальные навыки общения и другие практические навыки. Но, самое главное, и на это нацелена наша программа «Истоки», в период младшего и старшего дошкольного возраста в ребенке закладываются основные базовые нравственные и духовные ценности. Возраст дошкольного детства признан специалистами сенситивным для духовно-нравственного воспитания: для формирования нравственных чувств, нравственной позиции, нравственного облика и поведения.

– О ребенке этого возраста очень интересно сказал Достоевский: "Дети пока дети, до семи лет, например, страшно отстоят от людей: совсем будто другое существо и с другою природой". Что такого особенного в ребенке дошкольного возраста? 
– Именно в этот уникальный период душа ребенка чиста, открыта, целостна и очень доверчива. Такой чистоты и открытости души в жизни человека, потом уже не будет никогда. Не зря говорят, дети - ангелы на земле. И я все время говорю педагогам: у нас замечательная профессия, мы работаем с ангелами, самым чистым материалом на земле. И поэтому, что мы сумеем заложить в эти чистые ангельские души, на том и будет базироваться вся оставшаяся жизнь человека, а значит, и общества в целом. 

Ребенок доверяет и верит взрослым буквально на слово. Здесь его не приходится убеждать, что черное - это черное, а белое - это белое. Маленький ребенок любит окружающих его взрослых, доверяет им. Он верит тому, что ему говорят его мама и папа, бабушка и дедушка, воспитатель в детском саду. Ребенок мыслит не логическими категориями, а категориями любви, добра и веры. Он абсолютно открыт миру и легко впитывает ту систему ценностей, которая свойственна его ближайшему окружению. Поэтому в нашей программе мы уделяем большое внимание таким нравственным категориям, как Добро, Любовь, Милосердие, Надежда, Мудрость, Родной очаг, Родные просторы, Труд земной и Труд души... Воспитание ребенка в «Истоках» мы начинаем с мира его ближайшего окружения, которым является семья и группа детского сада.

Ушинский говорил - а мы в «Истоках» во многом опираемся на его педагогическое наследие: «Образование должно «дать пищу сердцу, уму и вере, чтобы не окорнать человека». Поэтому задача педагога не «окорнать» ребенка, а дать ему возможность развиваться гармонично и самым естественным образом, на своих эмоциях, чувствах, проживая первый позитивный социокультурный опыт предшествующих поколений. 

Если в этом возрасте мы успеваем сформировать основные базовые качества – доброту, любовь, милосердие, терпение, сострадание, уважение к старшим, то он с этим багажом будем жить всю оставшуюся жизнь. 

Еще период младшего дошкольного возраста - с 2, 5 до 4, 5 - называется в психологии периодом накопления добра. В этот период ребенок активно усваивает понятия доброго слова, доброй книги, доброго мира. Он начинает понимать, что добрым мир становится тогда, когда мы сами проявляем к нему свое доброе отношение. В пять лет ребенок уже начинает открывать внутренний мир других людей. К семи годам душа ребенка начинает переполняться другими чувствами и эмоциями, другими, уже школьными интересами. Поэтому очень важно нам вместе с родителями успешно и усердно поработать в этот уникальный период накопления добра, успеть заложить в ребенке все самое светлое, лучшее, доброе».

В современном образовательном процессе все большее значение придается дошкольному обучению. Согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало уровнем общего образования личности. Уже более 20 лет дошкольные учреждения России работают в условиях свободного выбора образовательной программы. Благодаря вариативности образования разработано немало интересных обучающих и развивающих программ, которые активно распространяются по всей территории нашей необъятной страны. Среди них особое место занимает воспитательная программа «Социокультурные истоки», вызывающая большую симпатию и одобрение в среде педагогического и родительского сообществ. 

Участники семинара, проявив живой интерес к содержанию семинара, высказали много слов благодарности организаторам семинара и выразили надежду на дальнейшие встречи с Ольгой Сергеевной Абрамовой и специалистами издательского дома «Истоки». 

Фоторепортаж https://vk.com/album-95496989_263869212

Светлана Баранцева

на главную страницу