Чистое будущее

30 марта 2019 года

Два добрых слова на доске: ЧИСТОЕ БУДУЩЕЕ! Каждую букву в них можно сделать заглавной. Пусть, читающие ее, поймут: чем лучше мы относимся к окружающим, тем качественней они станут думать и относиться к нам. Вы стараетесь и подаёте отличный пример – я иду следом за вами. Как в книгах отечественных классиков, как в жизни, как в храме Божьем – везде нужен образец для подражания в роли родителя, учителя, православного священнослужителя!  

Заместитель директора БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов» Ирина Анатольевна Верчинская приглашает меня в кабинет Татьяны Валентиновны Шеховцовой – учителя русского языка и литературы. Впрочем, зовёт всюду, где проходят полезные мероприятия. Их организуют учителя. Сколько увлекательного могут показать учителя обыкновенной школы. Сколько удивительных к познанию вещей способны предоставить дети, если их правильно заинтересовать, если верно мотивировать, направляя эту благую и неуёмную энергию. Также полезные для души и ума мероприятия проводит Нина Михайловна Кривощёкова, Татьяна Александровна Фесенко, Татьяна Ильинична Лядова и другие учителя – из начальной школы, а также педагоги из детского сада при БОУ, который является базовой площадкой Омской епархии в рамках постоянно действующих мастер-классов.

Заходишь в кабинет, где дети из разных классов выполняют групповые проекты, и удивляешься, насколько вам становятся интересны простые вещи. Я  и сам начинаю по-новому видеть предметы под более правильным ракурсом. Ребята примеряются, обсуждают готовность каждого, затем вырезают картинки, приклеивают тексты на ватманы, основательно держат ответ возле доски. Им помогают учителя, подсказывают, курируют. За ответ и наглядную подготовку проекта ребята получают баллы. Горят их глаза, они рады победить, услышать, что их работа набрала большее количество голосов.

– Для детей стараемся. Знания они получают в школе. Чем лучше мы преподаём, тем потом в жизни детям будет легче, - говорит мне Нина Михайловна Кривощёкова.

«Я – омич и патриот» – звучит ещё одна общая тема групповых проектов. План проекта, цели и задачи прописываются на доске, учитель инструктирует. Далее – кипит работа. Учителя приглашают старшеклассников, чтобы они помогли оценить труды каждой группы детей, внести количество баллов в табель. Это опыт оценки. Старшеклассники запросто идут в жюри, даже просят. Работа над групповым проектом – это всегда познавательно.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовить школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания, во многих школах наряду с разнообразными направлениями новых педагогических технологий всё чаще применяется проектная деятельность. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Жизнь не стоит на месте, а информация обновляется из года в год. Вырастает объём текста, растёт количество достижений деятелей из разных отраслей. Кто должен обновить и восстановить знания? Учителя, педагоги, наставники…

Из информации, которую можно найти в интернете, всё - таки выделяешь главное. Дети порой не видят это зерно, копируя все подряд, но ведь не зря к ним приставляют опытного педагога. В школах постоянно ведётся работа по поиску новых форм и методов преподавания. Появляются уроки-дебаты, – дискуссии, – игры, – путешествия, – викторины, – исследования, уроки-концерты. Всё же ключевым словом остаётся «урок» -  как устойчивая форма организации преподавания общей для всех программы. Такая форма обучения настойчиво контролируется.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека.

И самое решающее звено в реализации проекта – учитель. Меняется его роль. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Виктор Власов

на главную страницу