В Рождественских чтениях в Москве приняли участие сотрудники Отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии

06 февраля 2019 года

С 27 по 31 января в Москве проходили  XXVII Международные Рождественские образовательные чтения «Молодежь: свобода и ответственность». В рамках чтений были организованы различные конференции, секции, круглые столы, выставки и иные мероприятия по различным направлениям деятельности Русской Православной Церкви.

В чтениях приняли  участие  сотрудники Отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии, посетив  секции по направлению «Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации». В целом за 5 дней удалось посетить ряд значимых мероприятий, среди которых: секция «Православная культура в современной школе»; секция «Презентация изданий, получивших гриф Синодального ОРОиК»; секция «Влияние литературы на нравственное развитие детей и молодежи»; секция «Православная гимназия. Ступеньки к Богу. Портрет выпускника. Опыт Городецкой епархии» и многое  другое.

28 января  2019 года в рамках Чтений, состоялась XIX Всероссийская конференция «Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы “Социокультурные истоки”. Служение Отечеству».

Конференцию возглавили  Преосвященнейшие Феодор, епископ Алатырский и Порецкий, Савватий епископ Тарский и Тюкалинский. Сопредседательствовал на конференции Игорь Алексеевич Кузьмин, автор и руководитель программы «Социокультурные истоки», действительный член Императорского Православного Палестинского Общества, профессор, главный редактор Издательского дома «Истоки».

Владыка Феодор открыл конференцию приветственным словом и докладом.

С приветственным словом к участникам конференции также обратились епископ Тарский и Тюкалинский Савватий и первый учитель «Истоков», начальник отдела общего образования Управления образования администрации г. Вологды Ольга Бандяк.

В первой части конференции выступили 11 докладчиков из Москвы, Вологды и Вологодской области, Алатыря, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Великого Устюга. Среди докладчиков – священники, ученые, директора и педагоги общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций, методисты Истоковедения. Рассматривались как общие вопросы, такие, как преемственность поколений в контексте программы «Социокультурные истоки», преемственность родной культуры, так и конкретные вопросы обучения по программе «Социокультурные истоки» на разных ступенях образования, возможности очно - заочного обучения, опыт реализации проекта в разных регионах и т.д.

Во второй части конференции был проведен Круглый стол «Системное развитие программы «Социокультурные истоки» (руководитель – автор программы И.А. Кузьмин). В рамках Круглого стола все участники конференции в семи группах обсуждали реализацию системных проектов данной программы: по развитию речи (дошкольное образование), системному развитию программы в общеобразовательной школе и проекту «Возвращение к Истокам. Священные рубежи Cвятой Руси».

Программа«Социокультурные истоки» реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук с 1995 года, была рассмотрена и получила поддержку в июле 1998 г. в Комитете по образованию и науке Государственной Думы.

Программа «Истоки» объединяет общественные силы, заинтересованные в стабилизации и единении нашего общества на основе устойчивых ценностей и идеалов российской цивилизации.

Содержание программы, учебные пособия «Истоки», дидактические и методические материалы, сопутствующие издательские программы обладают большим воспитательным потенциалом. По насыщенности духовно-нравственными и этическими категориями программа «Истоки» не имеет аналогов в современном образовании.

Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры. Тем не менее программа «Истоки» успешно используется в воспитании детей из семей, придерживающихся других культурных традиций, так как программа возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур.

Программа «Истоки» развивается от Калининградской области до Камчатского края и от Тюменской области до Ставропольского края.

В настоящее время программа «Истоки» на региональном, муниципальном уровнях или в отдельных образовательных организациях успешно реализуется на протяжении 20 лет в 63 субъектах Российской Федерации, что является показателем ее эффективности.

В Омской области  «Социокультурные истоки»  реализуется  в некоторых  образовательных учреждениях, хотелось бы, чтобы данная программа  имела более широкое применение. Программа «Истоки» может стать концептуальной основой для разработки программ образовательных учреждений, муниципальных систем образования по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в контексте Федерального государственного образовательного стандарта.

30 января 2019 года в Соборной палате Главного здания ПСТГУ для руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений прошел научно-практический семинар «Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры и методическое сопровождение предмета «Православная культура» в системе общего образования». 

Семинар открыла Татьяна Владимировна Склярова, доктор педагогических наук, профессор, декан педагогического факультета ПСТГУ. В своем докладе она обозначила основные направления работы и вопросы для обсуждения с участниками семинара.

В ходе семинара были представлены методические разработки (задания) Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры». Ведущие методисты рассказали о формах и принципах составления заданий олимпиады. Общероссийская олимпиада школьников «Основы православной культуры» ежегодно проводится при поддержке Министерства просвещения РФ, Синодального отдела религиозного образования и катехизации и входит в список предметных олимпиад РСОШ.

В рамках семинара были также представлены концепция и программа предмета «Православная культура» в рамках образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и учебные пособия по Православной культуре для системы общего образования следующих авторов: Метлика Игоря Витальевича, доктора педагогических наук, заведующего научно-методическим кабинетом СОРОиК, заведующего лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, члена Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ и ОДНКНР; протоиерея Виктора Дорофеева, кандидата богословия; Ольги Леонидовны Янушкявичене, доктора педагогических наук, доктора математических наук, профессора кафедры общей и социальной педагогики ПСТГУ; Юлии Сергеевны Васечко, религиоведа, методиста Городского методического Центра Департамента образования г. Москвы.

Опыт, представленный из разных регионов на  Международных Рождественских образовательных чтениях продемонстрировал большие образовательные, развивающие и воспитывающие возможности использования  в педагогической практике школьного образования. Интерес к содержанию, педагогическому  опыту, методическим разработкам, представленным на секциях, был огромным. Мы не только обогатились яркими впечатлениями, но и получили массу полезной информации, которая требуется для ее воплощения в жизнь.

Похитайло Тамара Викторовна, заведующий сектором по работе с общеобразовательными учреждениями Отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии

на главную страницу