«Тайна возраста»

01 ноября 2018 года

В Омской духовной семинарии в рамках постоянно действующего семинара «Формирование у учащихся духовно-нравственных, семейных ценностей средствами УМК «Нравственные основы семейной жизни» 30 октября 2018 года состоялось занятие по теме «Тайна возраста».

Учебно-методический комплект «Нравственные основы семейной жизни» включает учебник, хрестоматию и диск для учащихся; и методическое пособие, хрестоматию и диски для педагогов, в которых размещена подробная информация по проведению уроков каждой темы, в том числе и рассматриваемой на семинаре.

На семинаре были рассмотрены вопросы:

  • кризис подросткового возраста;
  • анатомо-физиологические особенности подросткового и юношеского образа;
  • особенности развития самосознания личности на данной возрастной ступени;
  • особенности общения со взрослыми;
  • особенности общения со сверстниками;
  • краткая характеристика периода юности;
  • методические особенности работы с учащимися по данной теме.

Вниманию участников были представлены различные тематические материалы, которые могут быть использованы при подготовке занятий по данной теме: ролики, фильмы, лекции, презентация, книги и статьи.

Педагоги обсудили то, как провести урок, целью которого является знакомство учащихся с особенностями подросткового и юношеского возраста. На семинаре выступили: Колодина Елена Михайловна, зав. отделом культурно-просветительных программ БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч», зав. информационно-методическим сектором ЕОРОиК Омской епархии, Солодовникова Татьяна Владимировна, педагог-психолог, иерей Артемий Ахметшин, педагог Славянской школы Кирилла и Мефодия.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в старшем школьном возрасте обучаемые уже начинают осознавать себя как личность. У них появляется потребность самовыражения, самоутверждения, развития самосознания. В тоже время подростка характеризует неустойчивость настроения и поведения. Таким образом, своеобразие ранней юности определяется в первую очередь стремлением к самоопределению, формированию мировоззрения, системы внутренних требований к себе и задач личности. Создается собственный внутренний мир, своеобразная внутренняя среда, оказывающая влияние на развитие личности. С учетом этого в старших классах нравственно-этические проблемы выводятся на мировоззренческий уровень, когда учащийся не только способен сознать себя как личность, но и дать самооценку действиям и поступкам.

К 10-му классу учащиеся способны уже абстрактно мыслить, рассуждать, философствовать. У них продолжает появляться интерес к развитию личности в историческом времени. В это время осознается гражданство человека, национальное и духовное единение, появляется готовность к восприятию высоких духовных ценностей. Они начинают строить свою собственную шкалу ценностей.

Поэтому влияние юности на дальнейшую жизнь человекаочень значимо. Святитель  Феофан  характеризует юношеский возраст как вскипание телесно-духовной жизни. «Какими мы выходим из лет юношеских, во многом зависит от того, какими вступаем в них. Из этого периода жизни выходят два порядка людей: одни сияют добротою и благородством, другие омрачены нечестием и развратом; а третьи, средний класс, склоняются то к добру, то ко злу».

Подытоживая обсуждение тем семинара, можно сказать, что в переходном возрасте у ребенка наступает кризис, ребкнок отвергает все и сомневается  во всем. Но этот кризис неизбежен: чтобы сделать свободный выбор, человек должен отодвинуть от себя все, что предлагали ему другие. Он начинает строить свою собственную шкалу ценностей. В связи с этим необходимо, чтобы каждое занятие содержало в себе ценностно-ориентирующий аспект, т.е. выводило учащихся на выбор ими той линии поведения и отношений с другими людьми, которые соответствуют духовно-нравственным традициям нашего общества и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности. Также необходимо более подробно изучать нравственно-этические проблемы ситуативного характера, анализ которых может способствовать проявлению свободы выбора и формированию привычек нравственного поведения. При этом важно (в работе с обучаемыми всех возрастных групп) формировать умение ставить себя в позицию другого человека в любых нравственно-этических ситуациях и проверять тем самым правильность выбора норм поведения. Обсуждая вопросы столкновения различных жизненных позиций и мысленно экспериментируя с нормами социального поведения, школьники, проживая актуальную для них возрастную ситуацию, смогут подготовиться к благоприятному переходу в следующую возрастную среду путем ранней идентификации  с позитивно ориентированными группами людей.

Организаторами семинара выступили Отдел религиозного образования и катехизации Омской епархии и БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч».

Елена Михайловна Колодина

на главную страницу