Оценить качество воспитательной работы в школе

15 августа 2018 года

Своей главной функцией подавляющее большинство учителей считают передачу детям знаний, но только половина из них чувствует ответственность за то, чтобы ребенок интересовался учебой и вырос воспитанным человеком. Такие результаты были получены экспертами НИУ ВШЭ и МГПУ, котораые провели опрос среди 4,5 тыс. учителей из 85 регионов России.

О том, что школа должна научить детей уважительно относиться к окружающим, заявило 2,9% учителей, а свою ответственность за гражданское воспитание подрастающего поколения видят только 15% опрошенных педагогов. 

Эксперты отметили, что это приводит к тому, что сегодня дети не получают должного воспитания в современной школе.

Успех современного человека зависит от коммуникативных навыков, креативности мышления, способности критически оценить огромный объем информации и выбрать то, что нужно для дела, а также от умения действовать самостоятельно и вместе с другими людьми. Всё это может дать школа.

Сегодня учитель — это исполнитель образовательных услуг, ни в каких регламентах его воспитательные функции не прописаны. И даже обладающие педагогическим талантом учителя не стремятся его проявлять. Во-первых, от них никто этого не требует, а во-вторых, любая инициатива может быть негативно воспринята родителями учеников.

А выход из ситуации — повышение престижа профессии учителя. И речь не только об увеличении зарплат, но и об изменении массового сознания.

Уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова считает, что нужно создать критерии оценки качества воспитательной работы в образовательных учреждениях.

"Сейчас проверяется достаточно системно объем знаний детей, как преподносятся [знания], какие методические подходы к образованию применяются и много других аспектов. [Контроль] осуществляет Рособрнадзор, но по теме воспитания, к сожалению, пока не выработано действенных инструментов мониторинга, который бы смог нам дать ответ на вопрос, выполняется ли данная функция во всей полноте или нет", - сказала она журналистам на Всероссийском молодежном образовательном форуме "Территория смыслов на Клязьме".

Анна Кузнецова напомнила, что воспитательная функция в школах предусмотрена действующим законом об образовании.

"Очень важно быть корректными, не забюрократизировать и не формализовать эту тему. Но здесь, я думаю, достаточно ресурсов у специалистов и психологов, чтобы выработать эти подходы", - заключила детский омбудсмен.

По ее словам, после совещания с Рособрнадзором, которое ожидается в ближайшее время, "поиск инструментов мониторинга выполнения воспитательной части работы образовательных учреждений" усилится.

по иатериалам Учительского портала

на главную страницу