О благочестии и праведности матери

08 августа 2018 года

В эти летние дни Церковь празднует успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Успение означает упокоение. Для светского человека странно звучит “праздновать Успение”, но для праведной Анны отойти ко Господу означало пойти великую встречу с Отцом Небесным. Церковь не отрицает смерть, как горе и зло, ведь человек был создан для Вечности, но в случае, когда ко Господу отходит праведник, у нас нет сомнений в том, что этот человек идет в новую, вечную жизнь.

Праведная Анна была дочерью священника. Святая Анна происходила из рода первосвященника Аарона, ее мужем был праведный Иоаким из рода царя Давида. Со своим мужем праведным Иоакимом она долго не имела детей. Праведные Иоаким и Анна горячо молились о даровании им чада и дали обет посвятить ребенка Господу. Считалось, что семьи, которым не дается чадородие чем-то прогневали Господа.  И в случае с праведной Анной история зачатия Пресвятой Богородицы обретает свой нравственный смысл – становится уроком терпения и надежды. 

Супруги, Иоаким и Анна, происходили  из знатного рода и были праведны пред Богом. Имея богатства вещественное, они не были лишены и богатства духовного. Украшенные всеми добродетелями, они беспорочно соблюдали все заповеди закона Божия. На каждый праздник благочестивые супруги отделяли от своего имущества две части, – одну отдавали на церковные потребности, а другую раздавали нищим. Супруги даже пообещали своего первенца отдать на служение в храм, но Бог словно не слышал их. И однажды, после очередной молитвы, Иоаким и Анна смирились.

Анна не проклинала Небо, ее сердце не озлобилось на весь окружающий мир, а вера в Господа не стала прохладнее. Она просто восприняла свою бездетность как волю Божью. Раз Он благоволит оставить ее без потомства, то значит — так нужно, значит, Ему виднее, чем именно наделять каждого человека, что давать, а что отнимать. Уже пожилая женщина с благодарностью принимала свой крест, прося теперь лишь одного — чтобы оставшаяся жизнь была еще более благочестивой, чем ранее. Они с мужем были всё еще полны сил, и решили полностью посвятить себя тем, кто нуждался в поддержке.

Но своею праведною жизнью Анна так угодила Богу, что Он сподобил ее стать не просто матерью, но родить Пресвятую Деву, предизбранную Матерь Господа. Из этого одного уже видно, что  жизнь ее была свята, богоугодна и чиста. В то время на земле не было более угодных Богу людей, нежели Иоаким и Анна, по непорочной их жизни. Хотя в то время можно было найти и многих живущих праведно и угождающих Богу, но эти двое превзошли всех своими добродетелями и явились пред Богом самыми достойными того, чтобы от них родилась Божия Матерь. Такая милость им не была бы дарована Богом, если бы они действительно не превосходили всех праведностью и святостью.

И как Сам Господь имел воплотиться от Пресвятой и Пречистой Матери, так подобало и Матери Божией произойти от святых и чистых родителей. И происходит чудо. И вот это сочетание: беда, надежда, терпение, молитва, чудо – преподносит нам определенный нравственный урок: «верующий не будет посрамлен».     

Праведная Анна выполнила свой обет Богу и отдала дочь жить и учиться при храме. Для любой девочки того времени брак - это хорошее будущее, но Дева Мария мечтала посвятить жизнь служению Господу, и праведная Анна и в этом поддержала свою единственную дочь. Главное, что мы знаем о праведной Анне – ее вера в Бога была настолько велика, что она действительно отдала свою дочь учиться при храме, зная, что она вырастет там, несмотря на то, что праведные Иоаким и Анна жили не так далеко от храма. 

По Преданию, Дева Мария прожила в храме до 12 лет. Вскоре после ухода Марии, Иоаким скончался, а Анна, еще несколько лет жила с дочерью при храме. По преданию, она умерла в возрасте 79 лет.

Пример материнского подвига праведной Анны учит нас, что семье самым важным остается духовное воспитание детей, необходимо сделать все, чтобы направить их на путь добродетельной жизни. Только так ребенок сможет устоять и остаться человеком в мире, который лежит во зле. Многие родители считают главным своим долгом и обязанностью накормить, одеть, обуть ребенка, а остальное само придет. Другие направляют все усилия, чтобы дать ребенку образование, развить его таланты и способности, но при этом не радеют о душе своего чада. Верующие православные родители должны заботиться, чтобы их дети стояли непоколебимо в вере, любили Бога и ближних своих – «как самого себя». И они были спокойны за свою старость – воспитанные так чада проявляли к ним заботу и уважение, не оставляя своих престарелых родителей без внимания. 

Священное Писание указывает на то, что все должно быть «второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6, 4).

Селионова Юлия

на главную страницу