За нравственный подвиг учителя

29 июля 2018 года

Омская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) уже более 10 лет проводит конкурс «За нравственный подвиг учителя». Это говорит о его значимости и востребованности. Региональный этап этого Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжь до 20 лет проводится в целях укрепления взаимодействия светской и церковной систем образования по духовно-нравственному воспитанию и образованию граждан Российской Федерации.

Творчество педагогов и воспитателей образовательных организаций Омской области необходимо поощрять. Многолетнее высокое качество духовно-нравственного воспитания и образования молодёжи, а также внедрение инновационных разработок в сферу образования не должно оставаться незамеченным. Ведь нравственный подвиг – это всегда преодоление волевыми усилиями страстей, грехов, это победа над собой. 

– Что нужно для совершения нравственного героизма? – спросил я у члена жюри конкурса «За нравственный подвиг учителя».

– Для совершения нравственного героизма нужна большая вера, сильный дух, нравственная устойчивость личности, – ответили мне.

Об участии в конкурсе, о завоеванном первом месте рассказали мне лично педагоги из детского сада № 51 комбинированного вида Ольга Александровна Алябьева и Александра Александровна Данилова.

– Какую вы представили работу на конкурс «За нравственный подвиг учителя» в 2018 году? – спрашиваю я. – И какова её цель?

– Работа называется «Программа кружка «Казачата-пострелята»», – рассказывает Ольга Александровна. – Цель нашей работы - способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие духовно-нравственной личности на основе изучения исторически сложившихся традиций казачества и методов духовно-нравственного воспитания. Поэтому, созданный нами, образовательный проект раскрывает традиции и историю казачества, как исконное явление русской жизни православного человека, описывает методы и приёмы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию у детей знаний о национальных, этнографических традициях и обычаев казачества, опыта эмоционально-ценностных отношений.

– На каких компонентах строится ваша программа?

– Предлагаемый курс придерживается сочетания проблемного и конкретно-исторического принципов, – отвечает педагог. – Программа содержит как теоретическое осмысление, так и необходимый фактический материал. Курс призван реализовать в практической деятельности дошкольных организаций Омской области принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании в Российской Федерации»:

– воспитание гражданственности и любви к Родине;

– защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

– формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний, соответствие дошкольному возрасту через изучение истории казачества.

– А когда вы начали работать по гражданско-патриотическому воспитанию? – выясняю у второго педагога-соавтора Даниловой Александры Александровны.

– Начали мы в 2011 году, со знакомства дошкольников с малой Родиной, с родным городом Омском, – говорит Александра Александровна. – Работа проводилась в рамках кружка: были разработаны перспективный планы, сценарии текущих и итоговых мероприятий, экскурсионные маршруты, согласно которым организовывались экскурсии с привлечением родителей. На этих экскурсиях дети знакомились с достопримечательностями родного города, улицами, названными в честь известных омичей, памятниками, природными заповедниками Омска и Омской области и т.д. Итоговым мероприятием данной работы стала музыкально-литературная композиция, приуроченная к 300-летию г. Омска «Омск – от истории к современности», организован мини-музей «Наш любимый город Омск», где представлены макеты наиболее известных исторических памятников и зданий родного города. Все макеты, представленные в мини-музее, изготовлены родителями совместно с детьми.

В соответствии с ФГОС ДО дошкольное образование является первой ступенью общего образования, и, основываясь на этом факте, было принято решение продолжить работу по знакомству старших дошкольников с малой родиной, дополнив её инновационной деятельностью «Введение дошкольников в традиции и культуру Сибирского казачества», мотивируя данный аспект отсутствием в нашем городе дошкольных учреждений, занимающихся этой темой. Хотя в городе есть казачий институт, кадетская школа-интернат с казачьим компонентом и кадетский корпус. Но ведь основы ценностей закладываются в раннем детстве. Наш коллектив проецировал данный вид деятельности в программе развития нашего ДОУ «Мой дом, мой край, моя Россия».

– Когда вы начали работать по данному направлению? – уточняю я.

– В 2016 году Омская епархия предложила попробовать ввести казачий компонент в программу, и мы попробовали! Поговорили с родителями, которые водят детей в нашу группу и решили провести проект в форме кружковой работы «Казачата-пострелята», – поясняет. – Ольга Александровна. – В проекте участвовали  две группы – старшая и подготовительная, родители воспитанников и воспитатели данных групп. Проект по типу являлся информационно-творческим, а по характеру содержания социализировал дошкольников, вводил их в народную культуру и приобщал к традициям Сибирских казаков, учил уважать старших и находить свое место в семье.

– Насколько рассчитан проект по времени и в чём его оригинальность?

– По времени проект долгосрочный и рассчитан на 1 учебный год. Проводился в рамках нашего дошкольного учреждения с привлечением  руководителя и участников казачьей дружины районного казачьего общества Омского района при Омском аграрно-технологическом колледже творческого казачьего коллектива «Станичники». Использование культуры и традиций сибирского казачества в воспитании дошкольников может существенно способствовать модернизации образовательного процесса современной ДОО.

– В чём новизна и оригинальность? Новизна и оригинальность образовательного проекта в том, что задачи воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно уже пытались решать в нашем ДОУ, но результаты исследования показали необходимость наполнения её новым содержанием, изменение форм организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей, традициями, жизнью и обычаями сибирских казаков, по привитию гражданско-патриотических чувств, формированию чувства гордости за достижения страны, развитию интереса к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

Заведующая детским садом, в котором работают победители конкурса, Татьяна Петровна Стародумова рассказала мне:

– Много помогает Омская епархия. Иерей Георгий Вардугин всегда приходит с подарками, находит нужные слова и для детей и для взрослых. Подарил детям кубанки. Все были счастливы! Отдел религиозного образования и катехизации курирует работу по  введению казачьего компонента, обобщает опыт. Специалисты отдела и руководитель отдела протоиерей Димитрий Олихов дают дельные советы. Предоставляют возможность делиться опытом. Мы не раз выступали в рамках круглых столов, региональных чтений, форумов. Побудили они нас и к участию в конкурсе. А участие в конкурсе заставило осмыслить еще раз нашу работу, усовершенствовать программу. Ведь первых казачат мы уже выпустили, а теперь в новую группу внедряем казачий компонент. Детям очень нравится. 4 декабря 2018 года будем, в рамках постоянно действующего семинара, проводимого Омской епархией, показывать мастер-класс «День матери-казачки». Педагог-воспитатель, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы. Конкурсы педагогических достижений помогают реализовать задачи, стоящие перед творческим педагогом-воспитателем. Для воспитателей участие в конкурсе означает возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, предъявить результаты своей работы с воспитанниками, совместной работы с родителями, местным сообществом. Участие в конкурсе – это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны.

Интересно, что лучшими в этом году в конкурсе стали два детских сада: 51й – 1 место и 23й – второе место. Третье место заняли  преподаватели педагогического университета. Лучшие работы отправлены на межрегиональный этап. В этом году он состоится в Иркутске. Все ждут результаты. Пожелаем участникам успехов!

Такие конкурсы – это не только смотры педагогических талантов, они помогают поддерживать престиж профессии, дают новый импульс для творчества на этом поприще. Участие в них, как правило, выводит конкурсантов на новую профессиональную ступеньку, они как будто бы получают ещё одно образование: повышается уровень их педагогического мастерства, продвигается карьера, растёт уважение среди коллег.

Виктор Власов

на главную страницу