Антирелигиозная идеология в законодательстве не допустима, считает Патриарх

5 февраля 2011

"Система религиозного образования Московского Патриархата призвана помогать народу Божию в изучении основ православного вероучения" - сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на Архиерейском Соборе.

"Одновременно Церковь взаимодействует с государством с целью распространения в обществе знаний об истории и культуре Православия в целом и Русской Православной Церкви. Необходимо создать систему, жизнеспособную в новых условиях непрерывного образования: от дошкольных учреждений до средней школы, а затем — профессионального и высшего образования. Каждое из направлений этой деятельности предполагает разработку и реализацию преемственных и взаимосвязанных образовательных программ, стандартов и учебно-методического обеспечения. Предметом особого внимания должна стать подготовка педагогических и управленческих кадров. Предстоит большая работа по разъяснению того, что светский характер образования не тождествен атеистическому", — также отмечает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Святейший Владыка особо подчеркнул, что «уважение к мировоззрению наших религиозных сограждан должно найти законодательное отражение в сфере образования».

Информируя о процессе введения в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», стартовавшего в 19 регионах с 1 апреля 2010 года, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Церковь неоднократно говорила о необходимости обеспечить возможность свободного выбора одной из религиозных культур, общего курса о разных религиях или светской этики. К сожалению, в некоторых регионах имело место давление на выбор родителей и учеников. Полагаю, что архипастыри и пастыри должны использовать механизмы общественного контроля, чтобы такое давление не искажало сути проводимого эксперимента. Постоянный мониторинг хода апробации нового учебного курса ведет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, с которым призываю профильные епархиальные структуры активно взаимодействовать».

Отметив, что православное образование не может находиться на периферии поля зрения епархиального руководства, Святейший Патриарх заключил: «Это предполагает не только увеличение финансирования и более системное внимание к проблемам, возникающим в данной сфере, но и привлечение настоящих профессионалов, специалистов, которые бы получали за свой труд достойную зарплату. Осуществление этого нового подхода к религиозному образованию предполагает тесное сотрудничество епархиальных отделов с профильным Синодальным учреждением. Обращаю ваше внимание на то, что Священным Синодом был одобрен ряд нормативных документов, касающихся развития религиозного образования. Проводится конфессиональная аттестация православных образовательных учреждений. В настоящее время ее прошли 160 школ, 20 детских садов и 12 дошкольных отделений при гимназиях. Речь идет об аттестации именно церковных школ, а не тех частных учебных заведений, которые открыты не церковными организациями».

Патриарх Кирилл выразил озабоченность в связи с разработкой новой редакции федерального закона «Об образовании», которая затрагивает коренные интересы Русской Православной Церкви. «Имеет смысл ставить вопрос о введении в закон положений, посвященных религиозному образованию. Они, в частности, должны урегулировать практику взаимодействия государства, органов местного самоуправления и религиозных организаций в преподавании знаний о религиозной культуре воспитании учащихся в дошкольных учреждениях, средней школе, светских вузах», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.

«Недопустимо закрепление в законодательстве антирелигиозной идеологии, противопоставляющей так называемые “общечеловеческие ценности” и “светский гуманизм” религиозному мировоззрению. Нам еще предстоит выработать механизмы взаимодействия в образовательной сфере церковных учреждений с органами власти и местного самоуправления, научными и образовательными учреждениями, родительским сообществом. Подобные механизмы существуют во многих странах и успешно работают», — сказал Святейший Владыка и предложил создать специальную рабочую группу для разработки Образовательной концепции Русской Православной Церкви, которая развивала бы положения Основ социальной концепции в данной сфере.

«В этом документе может быть представлена характеристика современного религиозного образования и предложено церковное видение последовательности этапов его развития. Проект Концепции должен пройти квалифицированную научную экспертизу и широкое церковное обсуждение», — отметил предстоятель Русской Православной Церкви.

По материалам сайта "Нравственность в образовании"

 

На главную страницу