Новый закон «Об образовании» изменит и обучение, и воспитание

2 февраля 2011

Для законопроекта «Об образовании» закончился период общественного обсуждения. Население внесло около 11 тысяч предложений и замечаний.

Эксперты отмечают, что с его принятием изменятся все уровни образования: от детских садов до вузов. Профессиональное сообщество также внесло свои предложения: ректоры предлагают упразднить дипломы государственного образца и финансировать вузы в зависимости от результатов ЕГЭ. Единороссы, в свою очередь, выступили с инициативой законодательно разделить такие составляющие процесса образования, как обучение и воспитание детей.

Во вторник, 1 февраля, была поставлена окончательная точка в общественном обсуждении законопроекта «Об образовании».

Обсуждение закона «Об образовании» стартовало 1 декабря 2010 года на сайте zakonoproekt2010.ru по поручению президента России Дмитрия Медведева. Новый документ должен заменить два базовых закона— «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно. В нем будут прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное, начальное, среднее и высшее, и дополнительное.

Самыми популярными темами образовательной дискуссии оказались вопросы, касающиеся обеспечения социальных гарантий студентов и преподавателей, а также введения новой «классификации» учебных заведений. Если первая тема, по словам экспертов, могла быть вызвана недавним заявлением помощника президента РФ Аркадия Дворковича о необходимости отмены стипендий и кардинально меняться не будет, то вторая действительно изменится довольно сильно.

После общественного обсуждения законопроекта «Об образовании» текст документа сократился вдвое (до 230 страниц) и стал более читабельным, считает член комиссии по развитию образования Общественной палаты, директор Центра образования № 548 Ефим Рачевский. Было внесено более 11 тысяч поправок.

Новый законопроект, безусловно, меняет многое, хотя каких-то поворотных моментов в нем нет, считает эксперт.
Что изменится?

Вузы

«Законопроект упраздняет такую ступень, как начальное профессиональное образование. Техникумы и профессиональные лицеи переходят в категорию „среднее профессиональное образование“. В свою очередь колледжи становятся первой ступенью высшего образования: они будут выпускать бакалавров. Типология вузов также изменится: будут пересмотрены статусы академий, институтов и университетов»,— рассказал Ефим Рачевский.

Есть и другое важное изменение: вузовские дипломы государственного образца могут упразднить. Это была инициатива ректора Санкт-Петербургского университета (СПБГУ) и председателя Ассоциации ведущих вузов России Николая Кропачева. Вопрос окончательно не решен, но инициативу поддержали как способствующую решению проблемы с вузами-однодневками и серыми филиалами «ведущих столичных вузов» в регионах.

Второй принципиальный вопрос для ректорского сообщества— контрольные цифры приема по результатам ЕГЭ. Ректор Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов выступает за строгую зависимость контрольных цифр от среднего балла ЕГЭ среди абитуриентов. Кузьминов предлагает повышать финансирование из госбюджета вузам с сильными абитуриентами, а вузам, в которых средний бал ЕГЭ среди поступающих ниже, выделять соответствующее финансирование. Против этой идеи выступает ректор МГУ, руководитель Российского союза ректоров Виктор Садовничий.

Школы

Самым острым остается вопрос распределения роли понятий «обучение» и «воспитание» в школьном образовании, говорит Рачевский.

«Ряд партийных групп, в том числе представители партии „Единая Россия“ предлагают вынести воспитание в особый вид образовательной деятельности. Пока же разработчики законопроекта успешно сохраняют в нем ценностные характеристики из прежнего закона, которые менять не нужно: обучение, воспитание, развитие»,— рассказывает Рачевский.

Однако в законопроекте, по словам, эксперта удалось добиться отказа от некоторых советских догм, которые стали далеки от окружающей реальности и сделать документ ближе к либерально-демократическим ценностям.

Из практических новшеств Рачевский отмечает появление в законе общественных советов при школе. Их роль теперь прописана, и, по словам, Рачевского, родители и партнеры школы смогут осуществлять контроль за школьными ресурсами.

Детские сады

Еще одна важная веха закона: с принятием закона, дошкольное образование станет первой ступенью начального образования.

«До сегодняшнего дня, детские сады были местами призрения, где дети существовали по принципу: еда-горшок-спать, и только немногие занимались образованием детей»,— считает Рачевский.

Обсуждение

Ожидалось, что новый документ, фактически решающий дальнейшую судьбу системы образования в России, вызовет не меньший общественный ажиотаж, чем небезызвестный закон «О полиции». Однако в итоге, по сравнению с законом «О полиции», который собрал более 20 тысяч предложений, законопроект «Об образовании» получил в два раза меньше комментариев.

Наибольшее количество комментариев получил пункт «Стипендии и социальные выплаты». По мнению большинства участников интернет-дискуссии, в новый законопроект необходимо добавить пункт «социальные стипендии», который бы определял выплаты определенным социальным группам. По поводу размера государственных академических стипендий было высказано единое мнение: размер таких стипендий должен быть не ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). Главное, по мнению граждан, чтобы студент «имел стимул к науке и не думал о материальных сложностях». «Ведь именно из-за низких зарплат и стипендий очень много талантливых молодых людей, либо тратят свое научное время подрабатывая, порой не законно, а многие просто покидают науку»,— пишет один из комментаторов.

«Сегодня студент— это будущее России»,- напоминают участники обсуждений законопроекта и призывают к разумному решению вопроса обеспечения социального благополучия студентов и преподавателей.

О том, что существующий закон, определяющий стипендиальные выплаты студентам, необходимо реформировать, говорит и ректор РГГУ Ефим Иосифович Пивовар. По его мнению, сейчас в Москве на существующую стипендию прожить вообще не представляется возможным. «Стипендия, в том виде, в котором она существует сейчас, все равно не действует. Невозможно прожить на 1000 рублей при установленном минимальном размере оплаты труда в 6000 рублей. Вопрос о стипендии, безусловно, нужно пересматривать. Возможно, стипендиальными выплатами нужно поощрять тех студентов, которые отличаются хорошей успеваемостью или действительно нуждаются в денежных средствах»,— считает ректор РГГУ.

«Академический» отпуск

Еще одним из самых болезненных вопросов грядущего закона «Об образовании» является, по мнению участников образовательного сообщества, новая «классификация» учебных заведений. Напомним, что ранее сообщалось о том, что российские вузы ждет окончательный переход на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратуру. Так, образование первого уровня будут давать колледжи и институты, которых станет больше за счет понижения статуса большинства университетов (их должно остаться не более 120). При этом будет увеличено количество национальных исследовательских (до 50) и федеральных университетов (в четыре-пять раз).

Плюс ко всему, ранее также высказывались идеи об отказе от формулировки «академия». По мнению ряда экспертов, такое нововведение вряд ли будет отличаться эффективностью, скорее, наоборот, приведет к обратному результату. «На мой взгляд, само название „академия“ имеет право на существование и должно остаться, а вот в статусе учебного заведения уже можно более конкретно прописывать, что это— университет или институт»,— говорит Пивовар.

Две «взаимозаключающие» концепции

По мнению ректорского сообщества, основная проблема нового законопроекта об образовании заключается в том, что в нем «прослеживается две концепции, которые, к сожалению не взаимодополняют, а взаимоисключают друг друга».

«Первая концепция, назовем ее конституционно-государственной, исходит из понимания образования как созданной, поддерживаемой и управляемой государством системы, обеспечивающей реализацию конституционного права граждан на образование в соответствии со статьей 43 Конституции РФ. Вторая концепция, которую условно можно назвать рыночной, сводит образование к услуге, предоставляемой на сугубо рыночных основаниях по экономическим законам взаимодействия спроса и предложения»,— заявил президент Российского союза ректоров, академик Виктор Антонович Садовничий на заседании комиссии для рассмотрения замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения проекта закона «Об образовании».

По словам Садовничего, у каждой из этих концепции есть «свои плюсы и минусы, свои сторонники и противники». «Об этих концепциях можно спорить.

Единственное, чего нельзя сделать— это уклониться от выбора и создать конструкцию, сочетающую в себе оба подхода. Такая конструкция работать не будет»,— завил президент РСР.

В целом, РСР были сформулированы семь главных принципов, на которых и должен, по мнению ректорского сообщества, строится будущий закон «Об образовании».
 
Автор: Евгений Насыров

По материалам сайта  www.gzt.ru

Общественное обсуждение закона "Об образовании" находиться на сайте zakonoproekt2011.ru

 

На главную страницу