В Омском областном музее им. М.А. Врубеля состоялся педагогический совет СОШ №93 по вопросам духовно-нравственного воспитания

4 апреля 2018 года

На базе Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля в рамках областного методического семинара «Духовно-нравственное воспитание в музейной среде» состоялся педагогический совет бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 93». На мероприятии был представлен опыт педагогов в организации воспитательной работы по духовно- нравственному направлению.

Заместитель директора БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 93» Сухотина Виктория Александровна выступила на мероприятии с докладом.

Приводим тезисы выступления.

В духовно-нравственном воспитании школьников первостепенное значение имеет духовная атмосфера школы, а не обилие правил и требований, бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников. Следует не только передавать нашим юным согражданам знания, но и формировать высокую внутреннюю культуру, светлые, добрые, нравственные человеческие качества.

Если учитель мало эмоционален, если у него неразвита "сердечная сфера", неглубоки чувства, он не сможет оказать воздействие на внутренний мир подростка.

Для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей. Первый шаг на этом пути - понимание недостаточности своего культурного кругозора. Следующим шагом должна стать попытка изменить свой внутренний мир, наполнив его новым содержанием. Необходимо дать толчок личностному саморазвитию.

Я считаю, что каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. Задача педагога: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему.

УЧИТЕЛЬ - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Итак, эффективное осуществление системы воспитания детей школьного возраста всецело зависит от гуманистической направленности личности педагога.

Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности.

Ведущими  формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности, являются кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят, факультативы, научно-практические конференции старшеклассников, защита самостоятельных докладов на уроках,  массовые литературные,  музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ, экскурсии, посещение музеев и выставочных залов города,  различного рода школьные  соревнования, конкурсы, олимпиады.

Как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Воспитание – это посев зерна: чем лучше природная почва, тем богаче урожай.

Можно сколько угодно придумывать и организовывать для детей грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный эффект, но так и не добиться этого эффекта, потому что ребёнок не научился «видеть» и «слышать» то доброе, что ему предлагают другие.

Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте мы приходим к  размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает?  Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотра  основ  духовно-нравственного воспитания. Нужен новый  взгляд на саму сущность этого воспитания».  

Виктория Александровна также рассказала о духовно-нравственном воспитании средствами музея, о реализации проекта «Отчий Дом». В рамках педсовета бала создана карта сотрудничества с Омским областным музеем изобразительных искусств имени М.А. Врубеля и школой № 93, позволяющей повысить и расширить границы для получения духовно-нравственных ценностей обучающимися школы.

Похитайло Тамара Викторовна, заведующий сектором по работе с общеобразовательными учреждениями отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии

На главную страницу