В Детском саду № 90 состоялся мастер-класс «Духовно-нравственное воспитание средствами мини-музея «Книга»

18 марта 2018 года

16 марта в Детском саду № 90 состоялся мастер-класс «Духовно-нравственное воспитание средствами мини-музея «Книга». Мероприятие проводилось в рамках постоянно действующего семинара «Формирование духовно-нравственной культуры дошкольников в контексте ФГОС», работающего по благословению протоиерея Димитрия Олихова, руководителя отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии.

После окончания работы мастер-класса прошла творческая мастерская «Создание книги» и круглый стол «Значит, нужные книги ты в детстве читал…» для педагогов-воспитателей, посвященный Дню православной книги.

В качестве руководителей семинара выступили Протоирей Дмитрий Олихов, Светлана Петровна Баранцева, заведующий сектором по работе с ДОУ ЕОРОИК, Оборина Наталья Алексеевна, заведующий БДОУ города Омска «Детский сад №90 комбинированного вида» и старший воспитатель Мироненко Наталья Анатольевна.

Присутствовало 49 педагогов из дошкольных образовательных учреждений города Омска.

С приветственным словом к участникам творческой мастерской обратилась Наталья Алексеевна Оборина.

Светлана Петровна Баранцева рассказала о значении книги в развитии и жизни ребенка. Дата появления детской литературы в России не известна. Она появилась в недрах народной литературы. В X-XI вв. бытовали песни, басни, сказки, легенды, былины, сказания. Исследователи считают, что народная и детская литература существовали и ранее, а до нас дошли лишь более поздние материалы. В домах держали для детей сказительниц, также сказки рассказывали и песни пели матушки и бабушки. В конце XII в. сказки стали заносится в рукописные сборники.

Впервые специально для детей стали писать в XVII веке. В XVI—XVIII веках большое место в детском чтении занимали книги для духовного чтения. Религиозно-нравственная литература считалась средством воспитания, она включались в детские азбуки и буквари. По ней учились читать.

Начало XVIII века — время правления Петра I — новый этап развития детской литературы. Царь большое внимание уделял воспитанию детей, которое невозможно без литературы. Детская литература в данный период носила воспитательный и обучающий характер. Появляются буквари, азбуки и другая учебная литература.

Для легкого чтения детей распространено множество произведений различных видов и жанров, в основном переводные: басни, баллады, легенды, повести, сказки, романы.

Во второй половине XVIII века начинается широкое развитие детской литературы. В создании ее принимают участие крупнейшие русские писатели: М.В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, И. И. Хемницер.

Задача детской литературы – воспитание и обучение детей с помощью языка художественных образов.

Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.

Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.

Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию.

Считается, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения вслух. Плохо так же, когда ребенка заставляют читать в раннем детстве, ожидают от него больших успехов, это может отбить охоту у ребенка к чтению.

Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.

Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью и совместное чтение дает такую возможность.

Воспитатель второй младшей группы Нигматулина Лилия Васиховна поделилась опытом работы по созданию и организации работы мини-музея «Книга», а затем началось самое интересное – творческая  мастерская «Создание книги». Лилии Васиховне помогали старший воспитатель детского сада Наталья Анатольевна Мироненко и воспитатели 90-го детского сада.

Участникам было предложено создать книгу по сказке «Репка» в разных техниках. Каждая группа создавала свою страничку. Первая группа по первой строчке «Посадил дед репку» делала страничку в технике пластилинографии, вторая – с помощью мотков ниток, применялись техники нетрадиционного рисования, классического рисования, аппликации кусочками тканей и аппликация бумагой, рисование с помощью манной крупы, аппликации разными крупами… было очень интересно! Незнакомые люди познакомились, подружились и даже пели, создавая странички книги.

Всем захотелось сразу же попробовать создать такую книгу в своем детском саду, вместе с родителями и детьми.

После чайной паузы прошел круглый стол, посвященный дню православной книги. Обсуждались вопросы:

1. Чему должна учить книга.

2. Что такое православная книга.

3. Какие книги нужно читать детям.

4. Роль детских журналов в духовно-нравственном становлении ребенка.

Затем сделали обзор православного журнала «Божий лучик», поделились опытом работы по изготовлению книжек с родителями.

Особенно интересным оказался опыт воспитателя детского сада воспитателя детского сада № 21 Ирины Александровны Ермаковой.

За год работы было сделано многое по привлечению к чтению родителей и детей. Положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном учреждении и совместно родителями дома, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе.  И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.

Светлана Петровна Баранцева, заведующий сектором по работе с ДОУ ЕОРОиК

Фотоальбом

https://vk.com/album-95496989_252701105

На главную страницу