В школе № 132 состоялась работа творческой мастерской «Обучение народной культуре для дошкольников»

16 марта 2018 года

В школе № 132 два года работает творческая мастерская «Обучение народной культуре для дошкольников», работа которой ведется в рамках постоянно действующего семинара «Формирование духовно-нравственной культуры дошкольников в контексте ФГОС», работающего по благословению протоиерея Димитрия Олихова, руководителя отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии.

Педагоги мастерской – увлеченные люди, профессионалы – Воронова Елена Викторовна и Карпачева Наталия Станиславовна, неоднократно занимавшие со своими коллективами призовые места и звания лауреатов. Обе они являются педагогами дополнительного образования Центра творческого развития «Перспектива».

Педагогов-воспитателей они учат играть на ложках, изучают фольклорные песни, которым потом, в свою очередь, воспитатели обучают детей в детских садах.

И вот состоялось занятие очередной мастерской – обучали хороводным играм.

Хороводные игры редко встречаются в повседневной жизни детского сада. Многие воспитатели сталкиваются с тем, что тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры – верный  помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру – все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Хороводными называются игры-пляски с песнями. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца.

Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы». Определение хоровода было бы не полным, если бы мы не сказали, что хоровод объединяет и собирает большое количество участников.

В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами, тройками.

Хороводы были ценнейшим поэтическим приобретением наших предков и важнейшим средством обучения подрастающего поколения поэтическому и танцевальному искусству. «Хоровод – писал П.Сухонин,- есть пластическое олицетворение песни, как в смысле музыкальном, так и в смысле поэтическом».

Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ребенком. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще.

Играя, ребенок переживает громадную радость. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Ребенок должен уметь играть! Вот тут-то на помощь приходит детский фольклор.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становиться более интересной и содержательной. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки.

Хороводных игр огромное количество. Они, наверно,  знакомы педагогам с большим стажем работы, а вот начинающим они могут пригодиться. Дети очень их любят, они вносят в нашу жизнь положительные эмоции, дают хороший настрой на весь день.

Танцевать и петь в хороводе очень понравилось педагогам, они попросили продолжения. Занятия в мастерской продолжатся и следующее занятие пройдет уже на базе детского сада.

Светлана Петровна Баранцева, заведующий сектором по работе с дошкольными образовательными учреждениями ЕОРОиК

На глвную страницу