Протоиерей Димитрий Яковенко. «Важность индивидуального подхода в деятельности катехизатора»

21 февраля 2018 года

Протоиерей Димитрий Яковенко, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Одесской епархии.

«Важность индивидуального подхода в деятельности катехизатора». Доклад на семинаре «Утверждение христианских духовных и нравственных ценностей через катехизическую деятельность» XXVI Международных рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» 25 января 2018 г., Аванзал Храма Христа Спасителя, г. Москва

На сегодняшний день, усилиями Церкви, слово наставления обильно наполняет и даже переполняет информационное пространство. Ещё не так давно, многие из нас это помнят, кроме нескольких книг в церковной лавке и проповеди с амвона, поучительное слово, наставляющее в вере, нигде почти не звучало. Сегодня ситуация совершенно иная, чем 25–30 лет назад. Более того, она вообще такая, какой, скорее всего, не была за всю историю христианского мира. Православные ТВ-каналы, православное радио, интернет-ресурсы и авторские каналы священников, трансляции, статьи, свободно доступные библиотеки в т.ч. аудио-книг святых отцов, дистанционное обучение, он-лайн курсы, вебинары… Обилие этой информации – информации, чаще всего, правильной, подаваемой на любой вкус и формат, доступной буквально любому человеку – трудно даже представить. И это не оконченный процесс: информационное поле насыщается и развивается.

На этом фоне труды катехизаторов на отдельно взятом приходе или даже епархии кажутся скромными. Возможно, они такими и являются. В Одесской епархии огласительные беседы перед крещением, вечерние школы для взрослых, молодежные евангельские кружки, открытые уроки в вузах и техникумах, регулярные беседы в центрах реабилитации по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела были дополнены стационарными четырехлетними курсами катехизаторов, на которых сейчас занимается 115 человек. И несмотря на эти усилия, всё равно остаётся ощущение недостаточной работы. Совесть говорит, что можно и нужно делать больше, делать лучше… И здесь хочется остановиться и спросить себя – что и как нужно делать, чтобы совесть была спокойна и радостна? Приходится задуматься о результатах, о «продукте» катехизации.

С одной стороны, результаты катехизации не от нас зависят. Мы хорошо знаем, что Господь призывает и наставляет человека и через нас, и даже без нас. Как только мы забудем о своей немощи, то превратимся в прозападный вариант прозелитической организации, утратим традицию Православной Церкви. А как только мы расслабимся, наше место займут сектанты и еретики.

Что же является результатом катехизации? Возможно, одним из правильных ответов на данный вопрос является исправление, выправление духовной жизни конкретного человека. Выправления, которого он, с Божьей помощью, может добиваться благодаря правильным знаниям.

Посмотрим на себя через слова апостола: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22).

Но совесть не может успокоиться, умывая руки в годовом отчёте о проделанной работе. Она утешается лишь тогда, когда видишь подходящим к Причастию того, кто ещё месяц назад ехидно задавал вопросы о фанатиках и посте, когда видишь живой интерес и понимание у человека, который итак много лет считал себя верующим только потому, что каждую Пасху ходил освящать куличи возле храма…

Мы должны и будем вести постоянную работу по катехизации, которую можно назвать массовой или групповой. Мы должны и будем наполнять эфир и интернет огласительным и наставническим словом. Но мы должны отдавать себе отчёт, что процесс и результат – разные вещи. Лекции и беседы – это не достижения, не факт, а только попытка, труд. Плод же – конкретные перемены в конкретных людях. И невозможность впрямую влиять на этот плод – наша немощь.

Чаще всего, катехизатор не будет видеть плодов своей работы. А если будет, то никогда не может быть уверен – это результат его работы в евангельском кружке за последние полгода, или это прозрение человека в результате одной единственной лекции, недавно просмотренной им в интернете или нескольких услышанных на проповеди слов священника.

Существует несколько основных сложностей в катехизической деятельности.

  1. Индивидуальный контакт.

Первая из них вытекает из всего вышесказанного: при всем изобилии и качестве информации и уроков, доступных в общем-то любому человеку, возникает вопрос – какой смысл имеет отдельно взятый труд рядового приходского катехизатора? И тут мы утверждаем: самый основной, важнейший, ключевой. Но не тогда, когда катехизатор повторяет или дублирует собой и без того существующий канал, или рассылку изречений святых отцов. Самое важное, что может дать человеку человек, можно описать через слово «встреча».

Слава Богу, наша Православная Церковь во все времена, в том числе и сегодня, имеет блестящих проповедников, лекторов и учителей. Но сейчас мы говорим о важности «прикосновения» души человека не к информации, а к душе другого человека. Это невозможно получить другим путем, кроме как общением лицом к лицу. И одного живого выступления перед 5–10 будущими крёстными тоже мало. Необходимо индивидуально, лично услышать и быть услышанным. Должен произойти контакт.

Здесь самое время немного обратиться к реальности. Можно довольно долго перечислять общие и частные заблуждения наших маловоцерковленных «верующих», но давайте отметим только самый катастрофический факт: подавляющее большинство типичных крёстных не знают о том, Кто такой Иисус Христос. В это не хочется верить, но это приходится признать. «Сын Божий» – могут ответить некоторые из них, но если спросить, что это означает, можно услышать такое… А что получится, если такой человек будет получать наставления о посте, о борьбе со страстями? Как он может понять важность Причастия?

Не удивительно, что мы часто видим потребительское, иногда откровенно языческое отношение к вере и Церкви Христовой хороших в общем-то людей. Людей, которые искренне, по-детски, кладут приношение на панихидный стол, чтобы их почивший близкий получил эту передачу «на небесах»…

Поэтому нужна встреча. «Захожанину» нужно познакомиться с человеком, который лично живёт верой в Иисуса Христа. Поговорить с ним о чем-то своём, личном, переспросить, если нужно, несколько раз. Усомниться, может быть даже поспорить. И вдруг уяснить.

  1. Миссионерство или катехизация?

Мы живём в необычное время, когда крестившихся людей не в разы, а на порядки больше, чем людей воспринявших Благую весть. Когда так называемая «миссия среди крещённых» крайне необходима. Сами понятия с трудом соответствуют нашей действительности. Благовестить крещённым кажется абсурдом, наставлять не оглашённых – пустым делом! «Без Мене не можете творите ничесоже» (Ин. 15:5). Людей, которые не знают о Боговоплощении, волнует, куда ставить свечки, и какая икона лучше защищает от сглаза и колдовства, и что удивительного, что храм для них – рынок сверхъестественных услуг и товаров, а вовсе не дом Божий. Возможно, сегодня нужен новый, актуальный подход к этой деятельности. Потому что условия изменились кардинально и будут меняться дальше. Подрастает поколение, которое не будет смотреть ролик, если он больше трёх минут, и не будут читать послание, если оно не умещается под картинкой. Что уж говорить о трудах святых отцов.

  1. «Хлеб насущный».

Мы говорили о важности индивидуального контакта. О том, что для усвоения знания должны быть не просто доступны, интересно изложены и ярко поданы. Они должны отвечать тому, что сейчас важно для конкретного человека. Прийтись ко времени и к месту. Должен быть кто-то, кто внимательно рассмотрит человека перед собой, прислушается, и подаст ему не концепцию, не фрагмент, а те несколько слов – может быть из Евангелия, может быть из святых отцов, – которые именно сейчас полезны слушателю. Мы сейчас говорим о личности самого катехизатора. И это особый отдельный вопрос и проблема. С одной стороны, это незначительная штатная единица на приходе. Необязательно даже священник. С другой стороны, этот человек сродни праведному Иоанну Кронштадтскому и равноапостольному Николаю Японскому – личность, представляющая собой живую часть нашей Церкви. Такую часть, после встречи с которой человек получит прививку доверия. Опыт того, что в Церкви есть адекватные, интересные, живые люди, встреча с которыми – это хорошо!

Где же нам брать таких катехизаторов? Как поддерживать в них огонь и веру в свое богоугодное дело, плодов которого они могут и не видеть. Как им не стать функционерами или наоборот не упасть в «младостарчество»? Вопросов здесь больше чем ответов. Пока мы стараемся хотя бы не растерять тех, кого по воле Божьей прибило к церковной ограде, и кто трудится на этом поприще во Славу Божию. Но, конечно, этого совершенно мало.

  1. Пропасть.

Непосредственная катехизаторская деятельность показывает явно, что типичный, условно верующий человек и Церковь существуют так сказать параллельно, обособленно. Часто это даже не зависит от степени воцерковления. Они встречаются так же, как на футбольном матче встречается футбольная команда и стадион болельщиков. Это просто удивительно, какое огромное количество человек даже не думали никогда, что со священником можно разговаривать, что с ним можно попить чай с вареньем и помолится вместе, благодаря Бога за это угощение. Взрослые люди, трепетно сохраняют в памяти такие моменты, как сохраняют счастливые воспоминания из детства.

Давайте только представим, какая пропасть лежит между нами, окончившими семинарии и академии, молящимися и предстоящими на службе, и теми людьми, о которых мы молимся, которых мы видим на улице, в магазине и транспорте, которых охватывает растерянность, а иногда страх или скованность в присутствии священника. Преодоление этой пропасти – это тоже катехизация. И мы говорим не о поиске одной заблудшей овцы! Мы говорим о многих и многих овцах, которые голодают, стоя у накрытых столов – не знающих, что это приготовлено для них.

Это работа рутинная, где-то даже скучная. Много нелепостей приходится выслушивать. Человек перестал ходить на службы потому, что у него болит спина. Женщина воцерковлённая изменила мужу и теперь третий год не может показаться с таким грехом на глаза любимому батюшке… Нелепостей, или говоря по-другому, прилогов лукавого – не сосчитать. Результат один – человек отпадает от Церкви. Батюшка бы ему помог, несомненно, но не идёт он к батюшке, потому что между ним таким мирским/некомпетентным/грешным/свободным и т.д. и батюшкой – пропасть. Или если хотите – стена.

Обобщая всё вышеизложенное, нужно ещё раз подчеркнуть самые важные моменты: у Православной Церкви сегодня есть невообразимый потенциал готового и даже звучащего слова, правильного и нужного. У нас есть огромное количество верующих людей, к которым это слово обращено и которые в нём на самом деле нуждаются. И есть узкое место – конкретный человек, расположенный слышать, или наоборот оставаться глухим. Чистый, как новый лист, или затемнённый ересями и суевериями, с благоговением входящий в храм или подозрительно высматривающий марку автомобиля священника…

И наша ответственность в том, чтобы все те таланты, которыми Господь наделил Церковь, принесли ещё и другие таланты, а не просто были нашим украшением. У англичан, есть хорошая поговорка: «Рука, качающая колыбель, правит миром». Так из малого может произойти великое. Катехизация сегодня нуждается в такой руке, качающей колыбель конкретного человека, узнанного в его неповторимой индивидуальности.

По материалам сайта mroc.pravobraz.ru

На главную страницу