Анна Алексеева: С детьми мы объединяемся и становимся друзьями тогда, когда проживаем общие события, моменты, участвуем в игре

20 октября 2017 года

В храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове в Москве стартовал новый проект «СО/БЫТИЕ», направленный на включение детей и родителей в совместное игровое пространство. Его инициатором стала Анна Алексеева, руководитель молодежной работы прихода.

Анна окончила Православный Свято-Тихоновский Государственный Университет по направлениям работы с молодежью и хорового пения. Ранее Анна Алексеева принимала участие в проектах Патриаршего центра развития детей и молодежи при Даниловом монастыре – «Мастерская игрового моделирования» и подростковый проект «99 овец». 

Во время обсуждения мероприятий, которые мы хотели бы провести, было решено начать работу на приходе с работы с семьями и детьми. Мы пришли к мнению, что сегодня многие родители испытывают трудности в общении со своими детьми. Зачастую педагоги, работающие с детьми, знают их гораздо лучше, чем собственные родители. Этому есть много причин. Одна из них, на наш взгляд  – неумение родителей по-настоящему проводить время со своими чадами. В воскресные дни многие участвуют в разных мероприятиях, организованных для детей, но все детские мероприятия, более или менее построены по принципу: пока дети играют или занимаются  активной деятельностью — родитель находится в позиции наблюдающего, корреспондента, фотографа.

Проблема в том, что когда люди проводят таким образом своё свободное время — они на самом деле не проводят своё время вместе с детьми. С детьми мы объединяемся и становимся друзьями, тогда, когда проживаем общие события, моменты, участвуем в игре или активном действии. Тогда переживание событий даёт нам общие воспоминания и чувства, которые мы можем разделить друг с другом. Именно общность даёт нам право говорить о том, что мы с человеком «многое пережили».

Нам с молодежью на приходе очень хотелось создать пространство, в котором родители с детьми смогут провести время по-настоящему вместе: поиграть, порадоваться празднику, включиться в совместную активность, побыть вместе здесь и сейчас в пространстве игры. Мы надеялись, что позже, по дороге домой, дети и родители смогут поделиться впечатлениями, обсудить игру.

На наш взгляд, родителям важно видеть своего ребенка внутри игры, взаимодействовать с ним, видеть его в общении с другими ребятами. Пока ты в позиции стороннего наблюдателя — ты не можешь до конца понять своего ребёнка, как человека, как личность.

Разница между игротехником и аниматором заключается в том, что самая главная задача аниматора — как-то занять время. В досуговом пространстве мегаполиса мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда родители идут по делам, за покупками и отдают своего ребёнка аниматорам. В таких случаях даже распространена чудовищная фраза «убить время». Однако, мне кажется, что время, отведённое нам, настолько ценно, что его нужно не убивать, а по-настоящему проживать

Игротехник — человек, который с помощью своего знания, умения играть, умения содержательно что-то рассказывать, создаёт пространство, в котором ты в игре очень пОлно, по-настоящему проживаешь своё время совместно с другими людьми.

Один из мощных содержательных потенциалов игрового пространства заключается в том, что игра состоится только тогда, когда участники, забыв о своих проблемах, делах, задачах, включатся в неё и будут на время игры здесь и сейчас.

Проблема современного человека в том, что он удивительно не целостный. Наши слова, мысли и дела далеки друг от друга, раскоординированы. Благодаря гаджетам и своему разуму, даже находясь в одном месте мы однако постоянно куда-то переносимся мыслями – на встречах с людьми думаем совсем о других людях, во время разговора отвечаем другим собеседникам в режиме онлайн. Мы не умеем по-настоящему концентрироваться, общаться и проживать моменты, что сказывается на работе, на личной жизни, на учебе, и, конечно, на молитве.

Нам кажется, что игра позволяет игротехнику выстроить такое пространство, которое не состоится, если ребёнок не решит быть здесь и сейчас. Только человек, переживший удивительную полноту жизни, в которой он чувствует всем своим существом ценность данного момента, может стремиться к нему вновь и вновь. В момент «сейчас» времени не существует, а значит, именно этот момент соединяет нас с вечностью.

Единый сюжет и идея позволяют сделать игру еще интереснее для детей. Можно сделать площадки объединенные тематически, например народную площадку или где на каждом этапе ты будешь попадать в новую страну. Когда игротехник вкладывается и придумывает для игры легенду, связывает её сюжетом со страной или антуражем — в неё интереснее играть. В таких случаях игра становится содержательной и у неё появляется глубина. Это не просто игра, это игра, в которой отразился опыт человечества, запечатлённый в легенде.
На приходе это было наше первое мероприятие, поэтому пока наша игровая площадка не имеет тематической связки этапов друг с другом, но мы предполагаем такое развитие в дальнейшем. Для наших игротехников это был первый опыт проведения игр, мы выкладывались по полной программе, готовили игры, украшали площадку, продумывали технические стороны и решали, как сделать мероприятие стильным.
В ближайшем будущем мы вместе с молодежью нашего храма планируем по воскресным дням после Божественной Литургии еще несколько раз провести «Игровую площадку» для детей и родителей, куда всех приглашаем. Ближе к Рождеству есть задумка провести благотворительную ярмарку, сделав из этого действительно крутое приходское мероприятие. Остальные планы я пока оставлю в секрете, вы можете следить за нашими делами в соцсетях. Мы приглашаем всех деятельных молодых людей присоединяться к нашей работе и приходить к нам в храм.

Адрес храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове: Москва, Восточная улица, 6

 

По материалам сайта pravobraz.ru

На главную страницу