Духовно-нравственное воспитание средствами театра

20 сентября 2017 года

19 сентября в здании Омского ТЮЗа в рамках постоянно действующего семинара, проводимого отделом религиозного образования и катехизации Омской епархией, состоялся семинар для педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций по теме "Духовно-нравственное воспитание средствами театра". На семинаре присутствовали 127 педагогов-воспитателей из 57 образовательных организаций. Желающих попасть на семинар было больше, но заявки  принимали по два человека от организации.

Просвещение педагогов-воспитателей -  традиционная составляющая практической работы специалистов омской епархии. У воспитателей существует огромный дефицит знаний и навыков в области духовно-нравственного воспитания. Даже в пособиях, которые составлены по ФГОСам много языческого, информации, противоречащей традиционным ценностям.  Как средствами театра развивать эмоциональную сферу ребенка? Какое отбирать содержание? Какими формами и методами? Как построить взаимоотношения с родителями детей на взаимополезных началах? Эти и многие другие вопросы обсуждали на семинаре.

Главный режиссёр театра Евгений Викторович Рогулькин обратил внимание педагогов-воспитателей на очень важные вещи, которые необходимо учитывать в работе при постановке спектаклей с детьми, особое внимание уделив развитию эмоциональной сферы. Перед участниками семинара выступили, директор театра Михаил Николаевич Мальцев и заведующий педагогической частью Елена Геннадьевна Сабитова, пригласив на спектакли и рассказав о возможностях ТЮЗа. Елена Геннадьевна очень профессионально дала советы по развитию эмоциональной сферы ребенка, опираясь на возрастные особенности детей. Интересной была и практическая часть, где актёры Галина Ксеневич и Сергей Дряхлов поделились секретами мастерства и провели тренинг,  рассказали как актеры работают на театральных этюдах.
Театральный этюд — это упражнение для развития актёрской техники. Этюды — необходимый элемент в занятиях по актёрскому мастерству. Они могут быть разные по содержанию, стилистике, задачам, сложности. С помощью этюдов в актерском мастерстве начинающих учат, как строить историю, работать над собой, а также с партнером. Для начала используются такие этюды как "беспредметка" и "животные". 
Задача этюдов — научить актёра работать не только в неожиданных условиях, например, если на сцене актёр или его партнёр забыли текст или происходит другая непредвиденная ситуация, то актёр должен не растеряться, а быстро подхватить, действием или словом, сцену, но и в предлагаемых обстоятельствах. В этюде актёр учится ощущать пространство, видеть партнера. Также благодаря импровизационной практике можно познать свои способности и недостатки игры на сцене.
А потом воспитатели занялись импровизацией и поставили сказку. Было очень весело и познавательно!
Ценным и для актеров и для воспитателей был состоявшийся диалог, где актеры отвечали на вопросы воспитателей. А вопросы были разные:
- как вы боретесь с волнением?
-как вы учите текст?
- как заинтересовать детей?
- как работать с родителями?
-как отрабатывать технику речи?
-как развивать эмоциональности и отзывчивость в детях...
Увлеченно рассказывали об актерском труде актеры, внимательно слушали педагоги.
Ораторское мастерство и умение держать внимание публики становятся актуальными не только для актеров, но и для менеджеров, руководителей и представителей различных профессий. 
Наверное, многие из нас могут вспомнить ситуацию, когда ты блестяще подготовился к речи, но увидев кучу лиц, направленных на тебя, вдруг начинают подкашиваться коленки, по спине струится холодный пот, а голос начинает предательски дрожать. 
Или хочешь завести беседу с интересным человеком или понравившейся девушкой, но не знаешь, как подойти, что сказать, как быть интересным и веселым, оставаясь при этом собой. 
Актер должен научиться трудное сделать привычным, привычное легким и легкое прекрасным» - говорил Константин Сергеевич Станиславский. 

Навыки, которые вырабатываются в упражнениях по актерскому мастерству, прежде всего, помогают обрести уверенность в себе. Постепенный плавный переход от специальных игровых упражнений в группе до собственной импровизации поможет устранить страх публичных выступлений и чувствовать себя непринужденно как на сцене, так и в обычной жизни. Проигрывая роли, ребенок учится быть добрым, проявлять заботу, выстраивать отношения со старшими, в семье, с ровесниками.

Ораторское мастерство и умение держать внимание публики становятся актуальными не только для актеров, но и для менеджеров, руководителей, для священников, для  представителей различных профессий.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Такие сказки как «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка» учат слушаться родителей, старших. А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Посредством театрализованной деятельности решаются задачи:

• Воспитание добрых чувств детей:

• формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости; 
• формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки; 
• развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

Фотоархив https://vk.com/album-95496989_247848541

Светлана Петровна Баранцева, заведующий сектором по работе с ДОУ отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии

На главную страницу