Стали известны промежуточные итоги по введению курса основ религиозных культур

7 декабря 2010

Общественная палата РФ обнародовала исследование, согласно которому более половины школьников во время эксперимента по введению основ религиозной культуры в школах не имеют возможности самостоятельно выбрать образовательный курс, а за пятую часть учащихся решение и вовсе принимали директора школ и чиновники. Причина - в нехватке средств на учителей под каждый из шести образовательных модулей. Кроме того, школы не имеют возможности выплачивать зарплаты учителям под каждый новый модуль.

На добровольном выборе настаивал президент России Дмитрий Медведев в июле 2009 года, когда одобрил идею преподавания курса.

Как сообщает Regions.ru, эксперимент будет продолжаться до 2011 года. Исследование отношения родителей и школьников к преподаванию курса показало, что в целом он принят положительно. Качество преподавания нового курса в течение двух учебных четвертей в 19 регионах России устраивает практически всех участников эксперимента—и учителей, и священнослужителей, и самих школьников. По результатам соцопроса, проведенного в октябре агентством социальных технологий «Политех» по заказу Общественной палаты, 60% родителей, чьи дети изучают «Основы», считают, что введение нового предмета никак не сказалось на сплоченности одноклассников. Не менее 20 % опрошенных полагают, что школьники, приобщившиеся к основам «своих» религий, становятся более дружными, и лишь 1,8% респондентов считают, что преподавание разных «Основ» разобщило детей.

78 % родителей позитивно относятся к тому, что их дети изучают религиозные культуры. Даже среди неверующих родителей лишь 14 % отрицательно отнеслись к тому, что их ребенок посещает уроки ОРКСЭ (положительно этот факт оценивает 71% родителей-атеистов). С другой стороны, среди православных родителей опрос выявил 6% недовольных преподаванием ОРКСЭ.

В целом же полученные данные согласуются с результатами опроса, который в мае провел социологический центр Российской академии госслужбы при президенте: тогда замер общественного мнения показал, что 91,5% родителей отнеслись к введению «Основ религиозной культуры» положительно или скорее положительно.
80% детей сказали, что содержание учебников им понятно.

Вопрос о подготовке преподавателей основ религиозных культур остается одним из самых острых. «Меня тревожит подготовка учителей. В моем распоряжении есть несколько методичек, присланных с мест, -- с точки зрения истории религий, религиоведения, просто знаний интеллигентного человека их содержание достойно юмористического журнала», -- рассказала координатор группы разработчиков курса ОРКСЭ, член президентского совета по взаимодействию с религиозными организациями Марианна Шахнович. Поэтому, хотя курс и нравится детям («потому что предмет нетривиальный, оценок не ставят, домашних заданий делать не надо и учителя очень готовятся»), но требуется повысить качество преподавания - в частности подготовить психологов-методистов, которые могли бы натаскать учителей.

Нравственность в образовании

 

На главную страницу