Педагоги Омска и области обсуждали пути реализации духовно-нравственного воспитания детей в детских садах и начальной школе

3 декабря 2010 

26 ноября в рамках XXIV Межконфессиональной конференции «Нравственность. Духовность. Личность»,  приуроченной к году Учителя, которым был объявлен текущий 2010 год, состоялась встреча педагогов на секции «Пути реализации духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного и начального школьного образования».

Вниманию педагогов был представлен опыт реализации программы «Социокультурные истоки», «Животворящие святыни Омской области», «Комплексные мероприятия  по духовно-нравственному и семейному воспитанию детей с тяжелыми нарушениями речи в коррекционно-образовательном процессе». Также был представлен опыт воспитания детей через фольклорные формы,  традиционные народные праздники,  опыт воспитания посредством сказки. Были подняты такие вопросы, как влияние духовно-нравственного воспитания на процесс обучения, на психическое и эмоциональное здоровье детей, взаимодействие родителей и педагогов.

Результаты встречи комментирует руководитель секции Ольга Евгеньевна Кучеренко – педагог психолог  БОУ Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №292 V вида:

«Было приятно видеть представителей, работающих по программам духовно-нравственного воспитания, даже удивилась, что у нас в регионе накоплена пусть небольшая, но практика работы в этом направлении. Встреча проиллюстрировала, что сегодня в реализации духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения необходимы – обмен опытом, общение педагогов, их объединение, а самое главное, чтобы этот обмен имел результаты в виде публикаций сборников материалов, методических пособий, презентаций. При этом актуальным остается проблема освоения информационных технологий педагогами старшего поколения. Мне думается, что им не хватает информации. При всем многообразии интерент-возможностей, многие педагоги привыкли к обучению через реальные встречи, через живое общение, чем дистантное. По этой же причине многих педагогов, их опыт работы просто не знают».

На вопрос «Из представленных докладов на секции, как вы считаете, в чем заключается основная проблема реализации программ духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного и начального школьного образования в нашем регионе?» отвечает участник секции Антон Сергеевич Ашихмин - председатель Правления региональной общественной организации «Омское родительское собрание», педагог дополнительного образования Лицея № 29:

«На мой взгляд, не все воспитатели, педагоги знают, что такое духовно-нравственное воспитание. Многие путаются в понятиях «духовность» и «нравственность», и поэтому многие формы и методы не соответствуют принципам духовно-нравственного воспитания. Нравственность зависит от духовности. Духовность – это посыл нравственности. Духовность может быть разной, и какой Дух приемлет педагог, такое и воспитание нравственности у детей. Многие думают, что духовность – это культура. Причину такой путаницы я вижу в незнании истории и традиций Русской Православной Церкви, в незнании основ православной педагогики. И как результат -  эклектика в сознании, смешение понятий, порой противоречивых, отсюда и трудности в воспитании наших детей. Отдельные представленные формы и методы работы с детьми, на мой взгляд, не имели никакого отношения к духовно-нравственному воспитанию».

В заключении вспомним, что в докладе на пленарном заседании XXIV Межконфессиональной конференции председателя Координационного совета по воспитательной работе в ОмГПУ, доцента, кандидата педагогических наук Галины Петровны Синицыной, прозвучало, что современные условия создают новый тип личности – так называемый, кибернетический человек, приученный к сверхкомфорту, к виртуальному, безответственному общению. Желания и цели этого человека устремлены к удовольствию и к собственной личной выгоде. В таких условиях, отягощенных и распространением  негативных явлений в обществе, воспитание личности, способной к реальным поступкам, наполненных смыслом, любовью и жертвенностью является актуальным и необходимым на всех уровнях. Галина Петровна отмечает, что современный плюрализм в педагогике зачастую не решает эти проблемы. И как демонстрируют результаты секции, необходимо создание сообщества православных педагогов и системы обмена опыта адекватного современности, и в содружестве с  традициями русской православной педагогики и Церкви.

Шведова Елена

На главную страницу