Миронычева Н.Н. «Воспитательный потенциал ОПК в современной школе: из опыта работы Мариинской гимназии г. Ульяновска»

7 марта 2017 года

Презентация опыта работы на педагогической мастерской «Преподавание православной культуры: из опыта взаимодействия образовательных организаций Ульяновской области и Симбирской митрополии» конференции «Православное образование. Аспекты регионального опыта»

в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия» (Москва, Храм Христа Спасителя, Пресс-центр, 27 января 2017 г.)

 

Миронычева Наталия Николаевна, педагог-психолог, учитель ОРКСЭ МБОУ «Мариинская гимназия» города Ульяновска

«Воспитательный потенциал ОПК в современной школе: из опыта работы Мариинской гимназии г. Ульяновска»

Социально-экономические преобразования, происходящие в обществе и в мире, вносят коррективы в расстановку приоритетов основных стратегий государственной политики в области образования и требуют серьёзного рассмотрения вопроса о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. В современном мире особое значение приобретает развитие у детей таких качеств, как уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах социальных явлений и традиций.

В свете сдачи ЕГЭ и ГИА этому не всегда уделяется должное внимание. А ведь нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования. Никакая сумма знаний и наук сама по себе не в состоянии заменить духовно-нравственную составляющую человека.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорит: «От того, как будет воспитываться молодежь, будет напрямую зависеть не только благополучие, а само существование суверенной России. Как важно, чтобы наша молодежь получала духовные знания, чтобы она становилась духовно сильной».

Поэтому, формулируя сегодня главную цель отечественной педагогики и общественного воспитания, мы понимаем, что школа призвана, в первую очередь, воспитывать в ребёнке человека, обладающего высокими духовными, нравственными и культурными качествами, который был бы достойным представителем великой многонациональной России.

Мне посчастливилось работать в одном из самых старейших образовательных учреждений города Ульяновска – Мариинской гимназии. Её история корнями уходит в глубину ХIХ века. Открытый в 1820 году усилиями князя Баратаева Дом трудолюбия как учреждение для девочек-сирот из дворянских семей впоследствии (в сороковые годы ХIХ века) по воле императрицы Александры Федоровны (супруги Николая I) переименовывается в Елизаветинское училище.

Позднее училище было принято под покровительство императрицы Марии Александровны и в честь Ее Величества училищу было даровано имя Мариинская.

В 1863 году Мариинское училище было принято в ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны (супруги Павла I), а с 1 декабря 1864 года преобразовано в Мариинскую гимназию.

Эти учреждения прошли длительный путь своего развития, воспитали множество детей самых разных сословий и вероисповеданий.

И сейчас педагоги «Мариинской гимназии» бережно сохраняют и преумножают традиции высоконравственного воспитания детей. Совместная деятельность ученического и учительского коллективов, родительской общественности на протяжении уже двух столетий является незыблемой платформой патриотического и духовно-нравственного воспитания.

В 2009 году образовательной организации возвращено историческое имя – Мариинская гимназия! В этом же году в гимназии был оформлен зал «Святые заступники Земли Русской». Обращение к образам русских православных святых князей, монахов, священников, как носителям огромного воспитательного потенциала востребовано современной педагогической практикой и наполняет содержание гуманитарного образования исторической и краеведческой конкретностью и убедительностью. В каждом из 34 классов гимназии подготовлены ученики-экскурсоводы, которые проводят экскурсии на уроках ОРКСЭ, ОДНКНР, истории, МХК для родителей, гостей, учеников из других школ города и области. Мы трепетно относимся к своим традициям — нам есть что изучать, хранить и чем дорожить.

В 2010 году была написана ещё одна страница в истории Мариинской гимназии. При содействии Губернатора Ульяновской области Морозова С.И., при поддержке педагогического, ученического и родительского коллективов в гимназии на историческом месте восстановлен домовый храм с престолом во имя Святой равноапостольной Марии Магдалины. Освящение храма совершено иерейским чином 26 августа 2010 года. Сотрудничество гимназии с Симбирской и Новоспасской епархией даёт возможность учащимся встречаться со священнослужителями, посещать молебны и литургии в стенах родной гимназии, получать историко-культурологические и общие богословские знания о Православии и других мировых религиях.

С 2011 года в нашей гимназии, сначала в пилотном режиме, а с 2012 года на постоянной основе, введён комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален. Впервые за последние десятилетия российских школьников систематически знакомят с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этническими традициями.

В МБОУ «Мариинская гимназия» в соответствии с базисным учебным планом на изучение предметных областей ОРКСЭ и ОДНКР в 4 и 5 классах Федеральный компонент выделяет 1 ч. в неделю, 35 ч. в год.

Новый предмет – хорошо продуманная педагогическая система. Воспитание учащихся осуществляется в 3 направлениях:

Непосредственно на уроках (средствами учебного содержания, через диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом; через анализ проблемных ситуаций, диспуты, конкурсы, игры и упражнения), в творческой деятельности (подготовка обучающимися итоговых творческих заданий, проектов).

Во внеучебной деятельности (проведение праздников, конференций, викторин).

И опосредованно – через родителей. Семья является наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций и больше всего воспитывает детей своим укладом жизни. Родители выбирают тот модуль, который согласуется с их мировоззрением, нравственными установками. Это позволяет использовать содержание избранного модуля для того, чтобы обогатить содержание семейного воспитания, широко использовать значимые для ребенка примеры духовного подвига, морального поступка, семейного и общественного служения. Сегодня на глазах у учеников и их родителей происходят не менее важные исторические события – возрождаются традиции и ученики знают, что своими поступками теперь они пишут историю своей гимназии.

Рассуждая о воспитательном потенциале предмета ОПК, хочется предложить вам анализ ответов детей и родителей о важности таких уроков в современной школе.

Ежегодно мы проводим опрос о степени удовлетворённости учащихся и их родителей преподаванием курса «Основы православной культуры» в гимназии в конце года.

На вопрос – считаете ли ВЫ полезным преподавание ОПК в школе? – все 100% учащихся и родителей вот уже на протяжении 5 лет отвечают положительно.

Всем 100% учащимся нравятся уроки ОПК в гимназии. Это свидетельствует о хорошей организации и качественном преподавании этого курса в школе.

Из ответов учащихся на вопросы анкеты следует, что73% учащихся рассказывают другим детям и своим близким о том, что интересного и полезного узнали они на занятиях, 27% делятся интересной информацией время от времени.

Все 100% учащихся утверждают, что полученные ими знания по ОПК влияют на них самих положительно. Причём 94 % детей считают, что стали добрее, внимательнее к людям, заботливее по отношению к родителям, уважительнее по отношению к старшим. На вопрос «Хотели бы ВЫ, чтобы эти занятия продолжались и дальше?» – все 100% детей и их родители отвечают утвердительно. В качестве пожеланий и рекомендаций учащиеся просят, чтобы уроки проходили чаще и продолжались и в старших классах.

Таким образом, анкетирование показывает, что предмет ОПК принят хорошо, желание, чтобы его преподавание было продолжено, есть и у родителей, и у детей.

Несмотря на то, что преподавание идёт всего несколько лет – это уже даёт свои плодотворные всходы. Ежегодно наши гимназисты становятся победителями и призерами в региональных и муниципальных конкурсах духовно-нравственной тематики и являются активными участниками всех мероприятий, посвящённых православным датам и праздникам.

Начиная с 2011 года, наши ученики ежегодно участвуют в Общероссийской олимпиаде школьников по Основам православной культуры «Возродим Русь святую!»

Трижды – в 2011-2012 гг., в 2013-2014гг., в 2015-2016 гг. наши школьники были победителями муниципального и регионального этапов конкурса. Ильин Иван в 2014 году успешно защищал честь региона на заключительном этапе олимпиады на суперфинале в Москве, занял 3 место в игре «Знатоки православной культуры».

В национальном образовании сегодня провозглашен приоритет общечеловеческих ценностей. Педагоги гимназии понимают, что базовые национальные российские ценности – основа активной гражданской позиции. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Поэтому профессия педагога, преподающего духовные дисциплины, – профессия особая. Учитель несёт детям не только знание. От самого порога класса начинается сложное взаимодействие его личности с личностями учеников.

И успех этого вида взаимодействия во многом зависит от личностных, психологических, интеллектуальных, нравственных характеристик самого педагога, так как невозможно воспитать в детях то, чем сам не обладаешь! Позитивный результат воспитания и обучения детей во многом зависит именно от духовности и нравственности самого учителя.

В настоящее время учителя ОПК оказываются в непростых условиях, вынужденные лавировать между разнообразными ожиданиями общественности, администрации ОУ, родителей, учащихся и учитывать многочисленные требования современных программ обучения.

Многие взрослые ждут сиюминутных изменений в характере и поведении детей, посещающих уроки ОПК, не понимая, что, они не тождественны традиционным учебным занятиям, в ходе которых ребенок овладевает какими — то новыми знаниями и умениями. Смысл этих занятий в том, чтобы продвинуть вперед духовное, нравственное развитие ребенка, совершенствуя его психические функции и личностные качества, которые лежат в основе гармоничного воспитания.

Результаты занятий не всегда проявляются быстро и не являются столь наглядными и очевидными, как результаты обучения чему-либо. Развитие ребенка идет постепенно и потому положительный результат достигается не сразу и не вдруг, а проявляется порой незаметно для окружающих.

Педагогический коллектив Мариинской гимназии считает чрезвычайно важным и необходимым приобщение обучающихся к коренным устоям российской цивилизации. Мы идём в ногу со временем – занимаемся информатизацией образовательного процесса, внедрением новых образовательных технологий, ускоренным освоением инноваций, однако считаем, что духовно-нравственная составляющая каждого учащегося была, есть и всегда должна оставаться основой любого развития, основой любого прогресса!

По материалам сайта mroc.pravobraz.ru

По материалам сайта