Конференция «Православная педагогика и педагогика Православия»

13 февраля 2017 года

Научно-практическая конференция «Православная педагогика и педагогика Православия» прошла 24 января на факультете педагогики и психологии МПГУ в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений.

Конференцию возглавил епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков. Владыка обратился к участникам с приветственным словом, в котором обозначил ключевые задачи православной педагогики в современных условиях. Прежде всего, они связаны не только с передачей детям религиозных знаний, но, в первую очередь, с сохранением детей в ограде Церкви в сложные периоды их взросления. «Образование – это то, что предваряет вхождение каждого человека в самостоятельную жизнь и снабдевает его всем потребным, дабы он совершил свое предназначение», – сказал владыка Иаков.

Курировала работу конференции Светлана Шестакова, к. филос. н., специалист по научно-методической работе Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

По тематике конференция получилась разноплановой, охватывающей как теоретические, так и практические аспекты образовательного процесса. В выступлении чл.-корр. РАО, профессора, д. психол. н. Владимира Слободчикова были четко разграничены понятия «православная педагогика» и «педагогика Православия». В некоторых докладах были затронуты исторические темы: школа и Церковь: уроки столетия (директор Приволжской православной школы игумения Анатолия (Баршай)), исторический путь православной школы (протоиерей Константин Сопельников, духовник НОЧУ «Православный Центр непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского»),  роль церковно-приходских школ  в подготовке педагогических кадров в России в конце XIX – начале XX века (д.п.н., профессор МПГУ Михаил Гончаров). Протоиерей Виктор Савенко, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Ейской епархии, поделился своим опытом православного воспитания в условиях летнего православного детского лагеря. Особый интерес вызвало выступление Татьяны Затяминой, д. пед. н., профессора, зав. кафедрой Теории, методики и организации социокультурной деятельности Волгоградской государственной академии последипломного образования, в котором была представлена система работы с педагогами по православной  культуре  в образовательной области «Музыка». Положительный отклик аудитории вызвало и выступление Натальи Злыгостевой, к. филос. н., специалиста Кировской областной научной библиотеки им. А.И. Герцена «Роль общения в духовно-нравственном становлении личности (в контексте русской литературы)».

В работе конференции приняли участие психологи. В своих выступлениях они затронули такие важные темы, как организация просветительской работы с родителями школьников православных гимназий (доцент МГУ, к. психол. н. Галина Новикова), влияние состояния психического здоровья детей на стратегию и тактику их психопедагогического сопровождения в современных условиях  (к.м.н., старший научный сотрудник ФГБУ «ФМНЦПН» им. В.П. Сербского» Минздрава России Наталья Лазько), комплексная диагностика нравственной воспитанности школьников (психолог Саровской православной гимназии Виктория Горбушкина). Во многих выступлениях поднимались актуальные вопросы православного духовно-нравственного  воспитания. Так, в своих докладах Елена Бородина (к.п.н., ассистент кафедры эстетического воспитания Уральского государственного педагогического университета) и Виктория Гусакова (к.п.н., кандидат искусствоведения, методист ОРОиК Санкт-Петербургской епархии) отразили специфику духовно-нравственного воспитания, формы и методики работы с детьми дошкольного возраста,  в кадетских классах, использование в процессе обучения учебных и методических материалов. Галина Жиркова затронула проблему создания единого образовательного пространства в преподавании ОПК через взаимодействие духовного, педагогического и музейного сообщества, особое внимание уделив музейной педагогике.  Ольга Дыдычкина и Диана Грицык (школа «Спас» г. Москвы)  показали возможности организации проектной деятельности детей для повышения их мотивации обучения,  создания коллектива обучающихся, родителей и педагогов на единых ценностных ориентирах.

В конференции приняли участие 74 представителя из 25 епархий:  Брянской, Иваново-Вознесенской, Вятской, Новороссийской и Геленджикской, Ейской, Челябинской, Карагандинской и Шахтинской, Кемеровской, Санкт-Петербургской, Пермской, Югорской, Московской городской и Московской областной, Саратовской, Калужской, Якутской и Ленской и др.

Обсуждаемые проблемы вызвали живой интерес участников конференции, они задавали вопросы, делились своим опытом, обменивались контактами.

По материалам сайта mroc.pravobraz.ru

На главную страницу