Систематическое преподавание курса ОПК по программе А. В. Бородиной в Краснодарском крае: опыт и перспективы

8 февраля 2017 года

Ивко Ирина Васильевна, старший преподаватель Института развития образования Краснодарского края, преподаватель ОПК БОУСОШ № 10 МО Динской район Краснодарского края, заслуженный учитель Кубани, Почетный работник общего образования РФ.

Доклад на Педагогической мастерской «Инновационный потенциал курса «Основы православной культуры» для развития личности будущего семьянина, гражданина и патриота» (26.01.2017 г., Москва, здание Правительства Москвы)

Добрый день, Ваше Преосвященство, уважаемое священство, организаторы и участники Педагогической мастерской!

Мне выпала честь представить опыт и перспективы развития православного образования в Краснодарском крае.

Возвращение Православия в школы Кубани началось сразу после окончания периода атеистических запретов. В 2006 году в целях приобщения школьников к традиционной русской культуре на основе Православия, был введен учебный предмет «Основы православной культуры». Он стал обязательным в школах и классах казачьей направленности, в классах гуманитарной и педагогической направленности или по выбору в качестве факультативного курса или кружка.

Каждая школа самостоятельно определила форму введения данного курса, с учётом пожелания родителей.

В одном из 10 классов нашей школы в то время подобрался сложный контингент учащихся: это дети с вредными привычками, из малообеспеченных и неполных семей. Ребята не проявляли интереса к традиционным школьным предметам, и педагогическим коллективом было принято решение начать обучение в этом классепо курсу» Основ православной культуры».

Урочные занятия чередовались с походами в храм, встречами со священнослужителями, знакомством с христианскими святынями. У детей проснулся интерес к данному предмету, они принимали участие в конкурсах, собирали материал для уроков. Так как на тот момент не было никаких других методических пособий, мы работали по 6 разделу учебника» Основы православной культуры» Аллы Валентиновны Бородиной. Учащиеся с интересом сами проводили православные праздники для младших школьников и своих родителей. К концу учебного года стали заметны изменения в социальном поведении школьников, их взглядах и взаимоотношении с окружающими; улучшилась успеваемость, поведение, повысилась мотивация к учебе учащихся, состоящих на различных видах учёта, востребованными среди учащихся стали занятия, культивирующие здоровый образ жизни.

Поэтому практика изучения курса ОПК была в нашей школе сохранена и успешно реализуется с 1 по 11 класс по настоящее время. Конечно, были проблемы. В то время, когда в некоторых школах учебное пособие было не востребовано, мы испытывали трудности, курс велся предметом и необходимо было обеспечить учебниками всех учащихся класса, собирали пособия по всем близлежащим школам, чтобы обеспечить ими класс, пытались работать по пособиям других авторов, но в результате все-таки остановились на учебных пособиях Аллы Валентиновны, в которых учебный материал интересен и доступен для понимания учащимися, есть справочный материал, прекрасный иллюстративный ряд, демонстрационные материалы.

Когда в 2012 годув Российской Федерации ввели комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»,несмотря на то, что в крае более 120 национальностей, среди многообразия модулей большинство родителей на Кубани выбирают модуль «Основы православной культуры». Это говорит о том, что жители Кубани стремятся к знанию и пониманию истории и культуры Отечества, стремятся приобщить своих детей к культуре православия.

Сегодня, спустя 10 лет наступил момент понимания, что опора на Православие, отечественные традиции и культуру создали в крае возможность для формирования ценностных ориентиров школьников.

В приобщении школьников к русской культуре и духовности стал особенным 2016/2017 учебный год, поскольку образовательные организации края во всех классах в различных формах приступили к реализации учебного предмета (курса) «Основы православной культуры». Так, в классах и группах казачьей направленности предмет «Основы православной культуры» является обязательным для изучения в каждом классе, для старшеклассников этот предмет преподаётся в качестве элективных курсов, для школьников 7–9 классов занятия организуются через уроки, факультативы и кружки, а для школьников 1–6 классов изучение ведётся через организацию внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартовв совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества.

Кроме того, в каждый год обучения с 1 по 11 класс учебного предмета «Кубановедение» был введён тематический раздел «Духовные истоки Кубани», который призван способствовать усвоению базовых духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития Кубани.

Темы включены в программу впервые, учебник « Кубановедение», который мы используем, не рассчитан на изучение раздела. Поэтому методический материал учителя подбирают самостоятельно, используя теоретический, иллюстративный и хрестоматийный материал из учебных пособий А.В. Бородиной, где подробно, доступно излагается материал, который можно использовать при подготовке к урокам.

Значительное расширение поля преподавания и изучения «Основ православной культуры», новизна и специфика этого предмета потребовали содержательной подготовки педагогов, которая была организована в соработничестве специалистов сферы образования, епархий края и автора пособий по ОПК Бородиной Аллой Валентиновной. Были проведены обучающие семинары, мастер-классы.

Благодаря грантовой поддержке Администрации Краснодарского края стала возможной реализация образовательных мероприятий для учителей края, в подготовке и проведении которых приняли участие специалисты отрасли образования и представители религиозных организаций Кубани. На зональных семинарах во всех епархиях Кубанской митрополии прошли обучение свыше трёх тысяч учителей.

Свыше 70 педагогов края стали участниками краевого профессионального конкурса «Духовная культура Кубани», который проводился отделом религиозного образования и катехизации Екатеринодарской епархии совместно с государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края при содействии министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края. Из поступивших на конкурс свыше 70-ти работ по пяти номинациям, членами экспертного совета конкурса были названы победители и призёры, которым в торжественной обстановке митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, со словами благодарности и благословения, вручил дипломы, подарки и денежные премии.

Изданы методические пособия: сборник программ по духовно-нравственному направлению и, с целью содержательной подготовки – сборник авторских методических разработок уроков, который будет использован в практической работе учителями основ православной культуры, кубановедения, классными руководителями, педагогами дополнительного образования. Основой для написания программ стала программа учебного курса для общеобразовательных школ « История религиозной культуры» А.В. Бородиной.

Для обеспечения непрерывности преподавания учебного предмета (курса) ОПК Министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края было рекомендовано использовать образовательным учреждениям края завершенные предметные линии – это Программа учебного историко-культурологического курса «Основы православной культуры» Бородиной А.В.Судя по отзывам педагогов и родителей, те пособия А.В Бородиной, по которым работают школы Краснодарского края с 1 по 8 класс, «интересные; красочные рабочие тетради; дети с удовольствием разгадывают кроссворды, анализируют и оценивают в тетради свою работу», «красивый иллюстративный материал, интересные задания к иллюстрациям», «дети с интересом изучают церковно-славянский язык, читают с помощью словарика тексты».

Кубань – это территория казачьего духа, жизни и веры. Возрождение казачества, прежде всего, значит и возрождение религиозности, святости, патриотизма.

История Православной Церкви на Кубани выступает как основная часть истории кубанского казачества, которое сыграло здесь свою особую роль. На протяжении VII–XVII вв. христианство вытеснялось с Кавказа исламом, и на долгое время Северное Причерноморье стало зоной кровавой борьбы христианского и исламского миров. Казачество не только смогло отстоять Христову веру на этих землях, но и вернуло её на Кавказ!

Страницы истории земли Кубанской – это особые страницы. Мы прикасаемся к ним и отодвигаем завесу времён, отделяющих нас от истоков христианства. Веру Христову во всей полноте познала Кубань с приходом черноморцев – отважной казачьей вольницы из Запорожья. Это были могучие рыцари Православия, девиз которых был: «За Веру, Отечество и свой народ».

Православие с того момента становится надёжным оплотом южных границ государства Российского, православное казачество – верным его носителем. Черноморцы – выходцы из запорожских казаков – отличались особенной религиозностью и приверженностью к православной вере. Не случайно за ними исторически закрепилось красноречивое название – «рыцари Православия».

Для того, чтобы учащиеся видели связь между прошлым и будущим и не потеряли дух казачества, губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев на Совете атаманов Кубанского казачьего войска заявил о необходимости открытия с 1 сентября 2016 года казачьих классов во всех общеобразовательных организациях региона, введён предмет» История казачества», имеющий тесную связь с духовной историей края.

Изучая предмет «История казачества», наши педагоги используют материал из учебных пособий А.В. Бородиной для 5 и 6 класса. Например, при изучении темы «Кавказ-место раннего появления христианства» используют материал темы из ОПК « Появление первых христиан на Руси», при изучении темы по Истории казачества «Семейные ценности казаков» используем тему «Православные ценности».

В нашем крае накоплен большой опыт диалога государства, общества, школы и отечественных религиозных организаций. Он должен быть сохранён и преумножен. И как сказал Василий Александрович Сухомлинский: «У человека, которого мы воспитываем, должны быть святые истины и святые имена, святые принципы и святые непререкаемые правила поведения».

Изучение основ православной культуры в школе сегодня – это поддержка семьи в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и традиций русского и других народов России, для которых Православие – традиционная религия. Это приобщение к вечным, христианским нравственным нормам, хранимым в Русской Православной Церкви, на которых зиждется жизнь человека, семьи, народа.

Работа с родителями, открытые уроки, совместные внеурочные мероприятия – все это позволяет преподавать курс без конфликтов и жалоб.

Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников традиционно является приоритетным направлением образовательной политики на Кубани. Наш край сделал серьёзные шаги для перехода к систематическому изучению основ православной культурыи сегодня перед нами стоит задача – найти применение знаниям, полученным на уроках ОПК, не только во всей системе гуманитарного школьного образования, но и, конечно, в жизни.

По материалам сайта mroc.pravobraz.ru

На главную страницу