Секция Рождественских чтений «Формирование духовно-нравственных ценностей у людей с ограниченными возможностями здоровья»

7 декабря 2016 года

6 декабря на базе Омской областной организации «Всероссийское общество инвалидов» в рамках Омских областных Рождественских образовательных чтений состоялась секция «Формирование духовно-нравственных ценностей у людей с ограниченными возможностями здоровья». В работе приняли участие представители учреждений культуры, образования, социальных служб, общественных организаций.

Со вступительным словом выступила председатель Омской областной организации «Всероссийское общество инвалидов» Леонова Людмила Серафимовна, она рассказала о деятельности организации. Всероссийское общество инвалидов является одной из наиболее многочисленных и активных общественных организаций, целенаправленно работает в сфере защиты прав и интересов людей с ограниченными возможностями. Организация постоянно участвует в различных областных и муниципальных конкурсах, получает финансовую помощь на реализацию общественно полезных проектов, направленных на реабилитацию инвалидов, создание благоприятных условий для социализации и интеграции инвалидов в обществе. 
Кодырова Роза Масгудовна, учитель математики КОУ «Адаптивная школа № 6» рассказала об истории развития коррекционного образования в России, а воспитатели этой же школы Мукалова Альвина Генриховна, Бабукова Лариса Александровна показали этапы работы по формированию духовно-нравственных качеств через творчество у детей с нарушением интеллекта.

Гурьян Зинаида Петровна, заведующий организационно-методическим отделом БУК Омской области «Областная библиотека для детей и юношества», подробно рассказала о деятельности библиотеки: «Библиотекари Омской области привлекают внимание детей и молодежи к литературе духовного содержания, к классической литературе, к лучшим образцам народного творчества. В библиотеках стало традицией приглашать духовных лиц на мероприятия, посвященные православным праздникам. Совместно со священнослужителями проводятся уроки нравственности, часы духовности, уроки воскресного чтения, экскурсии в православные храмы. В своей деятельности по воспитанию духовной личности библиотекари привлекают к сотрудничеству и различные социальные учреждения, отделы образования, психологов, социологов. Многие библиотеки отмечают со своими читателями День православной книги, который впервые состоялся 14 марта 2010 года и с тех пор стал ежегодным. Почти во всех мероприятиях принимают и люди с ограниченными возможностями».

Большой интерес вызвал доклад руководителя секции Дикаевой Елены Сергеевны, кандидата педагогических наук, психолога, преподавателя бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 2» г. Омска. В своем выступлении о воспитании милосердия у детей в музыкально-творческой деятельности она отметила: «Милосердие является одной из самых важных христианских добродетелей. Что же такое Милосердие - это доброе и сострадательное отношение к человеку, на основе любви к Богу и к человеческой душе, - это показатель сильной и чистой души, которая победила зло в себе и научилась любить безусловно, принимая несовершенство других людей, терпеливо помогать им совершенствоваться в духовном, да и в физическом смысле. В 1987 году в литературной газете появился очерк «О милосердии» писателя Д. Гранина цитирую: «милосердие убывало не случайно. Во времена раскулачивания, в тяжелые годы массовых репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших. Не давали приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение суровым приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, расценивались как подозрительные, а то и преступные: оно-де аполитичное, не классовое, в эпоху борьбы мешает, разоруживает... Милосердие действительно могло мешать беззаконию, жестокости. В тридцатые - сороковые годы понятие это исчезло из нашего лексикона и из обихода...». 
В последующие десятилетия считалось, что нет в стране нуждающихся в милосердии, все обласканы государством и его заботой. В людях воспитывалось сострадание не к ближним, а к дальним, люди были запрограммированы на глобальные действия. Произошло бедствие, в котором пострадали сотни, тысячи людей, — бросаемся на помощь, объявляем сбор средств. А рядом несчастье куда скромней — старость, инвалидность, сиротство. И эта беда незамечена, ее обходят стороной.  
Равнодушие стало куда привычней и понятней, чем участие и готовность прийти на помощь. Нельзя не согласиться с мнением писателя Д. Гранина: «Да, наша страна провозгласила гуманизм, равенство и братство этическими принципами нашего общества. Мы записали в нравственном кодексе: «Человекчеловеку — друг, товарищ, брат». А в служении этому правилу оказались непоследовательны. Память подсказывает факты жестокости и равнодушия к чужой боли и к немощи». 
Возрождение забытого понятия началось в конце 80 – х   г.г. прошлого века.  Выпущенное на свободу милосердие стало осознаваться и осмысливаться как общечеловеческая и христианская ценность. 
Чтобы донести до сознания молодого поколения, учащихся школ, студентов стали устраивать диспуты, писать изложения на тему Милосердия, чтобы постичь сущность и общечеловеческую ценность этого понятия. 
В 1998 году я инициировала очень важное направление работы в системе детских школ искусств. В ДШИ №14 началась работа по включению в учебный процесс детей с особенностями развития. По сути дела речь шла об инклюзивном подходе, о котором только через 10 лет начнут говорить в Москве.

У искусства, в частности у музыки, есть огромный потенциал для формирования духовных личностных качеств, для развития психических и физических возможностей. Работа сопряжена с большими трудностями, потому как городские и региональные руководители не хотели заниматься этими вопросами и открыто говорили (и по настоящее время говорят), что вам мало детей здоровых? Наши учреждения не призваны работать с такой категорией.

Финансирование я добывала сама, это были средства международного детского фонда ООН. Я очень переживала, что не смогу выполнить эту работу, что коллеги меня не поддержат.

Но одна встреча дала мне уверенность и силы на долгие годы. Это встреча с Митрополитом Омским и Тарским Феодосием, который выслушал и благословил меня на эту работу. Будучи совсем недавно в Ачаирском монастыре, я с благодарностью низко поклонилась его могиле.

Работа была выполнена качественно, на строго научной основе. Результаты работы легли в основу диссертации и очень многие особенные ученики стали социализированными людьми, реализовали свои творческие способности, получили образование и возможность трудится. Особенные дети, дети с инвалидность получили возможность обучаться музыке на ровне со здоровыми сверстниками. А здоровые дети получили замечательную возможность приобрести лучшие душевные качества. На деле учились милосердию, уважению, состраданию и любви.

Милосердие есть великая добродетель, и нередко она способна творить самые настоящие чудеса, не только с человеком, который творит добро, но и с окружающими его людьми. И очень важно для всего общества, чтобы милосердные дела были видимыми и понятны детям, потому что наше будущее зависит от них.

В 2004 году Омское региональное общество «Милосердие» Омско-Тарской Епархии объявило конкурс школьников на лучшее сочинение по теме «Милосердие», и одна из моих учениц приняла в нем участие, предоставив не просто сочинение, а сочинение в стихотворной форме, т.е. поэму. Девочка очень рано осталась без родителей, их с маленькой сестрой взяла бабушка. Росли озлобленные, несмотря на хороший уход и воспитание бабушки. Я стала замечать, что Женя проявляет интерес к моей работе, приходит на занятия, помогает. И как потом оказалась. Что в её душе совершалась огромная работа. Хочу познакомить вас с этим детским откровением. Вот такой замечательный вывод сделала девочка и следующие 15 лет шло её преображение. 
Поэма «Милосердие» фрагменты:

Во мне все теснились сомнения, что есть Милосердие в мире, 
когда же пришло вдохновение, на него взглянула я шире…

Его не услышишь ухом, можешь только о нем услышать, его не увидишь оком, лишь сердцем, что к Богу ближе.

Милосердие как явление не увидишь веков во веки.
Для меня оно - воплощение понимания в человеке.

Но откуда оно появилось? Кто его родителем стал? Догадка во мне зародилась, что Бог нам его даровал!

Как и все на земле, Милосердие может жить и порой погибать, оно, 
Может быть даже последняя человечеству благодать!

Родители, нравы, общество, интересы друзья, правители, 
лидерство и одиночество, твоя душа и развитие влияют на воспитание твоего Милосердия личного.

Оно – твое высшее звание, оценка ему - отличная.

В поисках вдохновения, я путала мнение с вкусами, пока не нашла проявление Милосердия…да-да, в музыке!

Цель музыки – трогать сердца», - Бах сказал как нельзя точнее, и без края теперь и конца я творю, я почти что болею.
Всем известно, что есть на земле те, кто чем-то на нас непохожи.
И конечно же в нашей стране есть такие жители тоже.

Ограниченные возможности – их способности, только не развиты.

Из-за разных жизненных сложностей, их развитие – чья-то обязанность. Инвалид.. В этом слове слились Чувства горечи и сострадания..

Человек, я прошу поделись с ним хотя бы частичкой внимания!

Прорости в сердце злобе не дам, я себе это впредь обещаю! 
Мой учитель, мой ангел, я Вам вновь творенье своё посвещаю!» Вот таким удивительным опытом работы поделилась Елена Сергеевна.

Отношение к лицам с инвалидностью в нашей стране изменялось от полной изоляции до признания необходимости качественного обучения на всех ступенях развития. Все участники секции единодушно выразили о дальнейшем сотрудничестве всех структур нашего общества и что, плодотворная работа во благо людей с инвалидностью и повышение их качества жизни возможны только при тесном взаимодействии органов власти и общественных организаций, действующих в интересах инвалидов.

Похитайло Тамара Викторовна, заведующий сектором по работе с общеобразовательными учреждениями отдела религиозного образования и катехизации Омской Епархии

Фотоальбом

 

 

 

 

 

 

 

 

На главную страницу