В Омске состоялся круглый стол "Актуальные вопросы преподавания модуля "Основы православной культуры" предметной области "ОРКСЭ"

23 октября 2016 года

21 октября в Духовной семинарии Омской епархии  прошел круглый стол «Актуальные вопросы преподавания модуля «Основы православной культуры» предметной области «Основы религиозных культур и светской этики».

В событии приняли участие более 30 педагогов образовательных учреждений  города Омска, Азовского, Седельниковского, Омского, Калачинского, Саргатского, Павлаградского, Черлакского районов Омской области, преподающих модуль «Основы православной культуры», священнослужители, специалист департамента образования города Омска Загурская Светлана Борисовна, помощники благочинных  по образовательной деятельности Омской епархии, специалисты отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии.

В начале встречи Похитайло Тамара Викторовна, специалист ЕОРОиК рассказа о деятельности отдела в сфере духовно-нравственного воспитания,    познакомила педагогов с материалами православного образовательного сайта Омской митрополии для преподавателей ОПК, сделала обзор образовательных электронных  ресурсов для информационно-методического сопровождения модуля «Основы православной культуры». В связи с предстоящей годовщиной событий 1917 года, Тамара Викторовна представила методические рекомендации и материалы по освещению подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской для проведения курса внеклассных занятий в рамках предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР.

Затем педагоги БОУ города Омска «Гимназия № 150»  Коренева Светлана Алексеевна и Жаркова Наталья Викторовна представили  методическую  разработку "Интерактивное приложение  к курсу ОРКСЭ «Икона собора святых новомучеников и исповедников российских». Икона может рассказать человеку, как ему стать настоящим героем. Икона приглашает людей к молитве, а главное к подражанию жизни святых. То есть к такой жизни, в которой главное не самоугождение, а любовь к людям. Чтобы данная тема и  икона стала понятна и детям, и взрослым педагоги Гимназии 150 создали интерактивное приложение и внедрили его в процесс духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на уроках модуля «Основы Православной культуры». Данная разработка вызвала большой интерес у слушателей.

Иеромонах Амфилохий, настоятель  храма Святого Великомученика Георгия Победоносца,  благочинный Азовского района  поделился своими рассуждениями о соотношении  традиционных ценностей и религиозной жизни в свете стратегии развития воспитания в Российской федерации на период до 2025 года: "Духовно-нравственные ценности нашего народа, которые до сего дня и воспринимаются собственно как ценности, начинают формироваться с принятием христианства, со времени Крещения Руси. Культурное развитие России, сформировавшее систему духовно-нравственных ценностей, которые упоминаются, например, в Стратегии развития воспитания, начинается от Крещения Руси, так как до этого события на Руси очевидно действовала иная система ценностей.

Итак, если станем называть традициями братолюбие, почитание родителей и старших, самое человеколюбие, то, во всяком случае, необходимо ясное понимание об их происхождении из святого Евангелия. Религиозная жизнь есть та благодатная почва, на которой выросли эти дерева; христианское благовестие есть тот исток, который дал начало полноводной реке традиций благочестивой народной жизни.Ведь нравственные понятия прививаются в религиозной жизни общины. Здесь их первоисточник.

Давайте посмотрим еще раз на те ценности, которые перечислены в Стратегии воспитания. Во-первых, заметим, что здесь перечислены даже и главные не все. Так вера в Бога, несомненно, является ценностью нашего народа, в отличие, например, от атеизма, который невозможно назвать ценностью. Воины Русской императорской армии умирали на полях сражений За Веру, Царя и Отечество. А умирать возможно лишь за то, что является высочайшей ценностью.

Человеколюбие, честь, совесть, вера в добро, прочие духовно-нравственные ценности, перечисленные в Стратегии воспитания, входят систему христианских добродетелей. Именно потому они и являются традиционными для России, что на протяжении тысячи лет они воспитывались, прежде всего, Церковью. В церковном учении они находят то осмысление, которое является традиционным, здесь их естественное обоснование. Вообще, как ценности, как добродетели, они могут быть осознаны только исходя из Божественного Откровения. В Церкви же и опыт реального воспитания этих добродетелей в личности.

Когда мы переносим эти понятия на естественную для них религиозную почву, то они становятся и понятными, и содержательными. Так патриотизм, о котором более всего ныне говорится, здесь осознается как любовь к отечеству. Наш патриотизм – это любовь к России. Да, необходимо хорошо знать свою историю, иметь чувство причастности судьбе России и своего народа, быть готовым обустраивать и защищать свою Родину – но все это и заключается в словах «любить Россию». А любящий будет желать не только знать историю своего отечества и быть причастным его судьбе, но готов будет жизнь свою положить за родину и свой народ, потому что жертвенность есть главное свойство любви, и такая именно жертвенная любовь воспитывалась в нашем народе верою на протяжении 1000 лет".

В заключении работы круглого стола кратко каждый  педагог рассказал о своей работе. Многие отметили, что вести этот предмет - очень большая ответственность, и преподавать его может только тот учитель, который не просто обучился на курсах, а почувствовал необходимость поделиться своими мыслями с детьми, педагоги указали на сложные  моменты, которые возникают при ведении предмета: отношение семьи и светского общества к нему, сложности  понимания учебника для детей.
Круглый стол показал важность подобных встреч и необходимость дальнейшего сотрудничества педагогического сообщества и духовных лиц русской Православной церкви.  На встрече единогласно было решено о создании творческого объединения педагогов, преподающих модуль «Основы Православной культуры».

Похитайло Тамара Викторовна, заведующий сектором по работе с общеобразовательными учреждениями ЕОРОиК.

Фотоальбом

 

 

 

 

 

На главную страницу